Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ТВ0РКН1Я СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. 754 какъ, если бы онн не были смертными, то не сдѣлались бы му¬
чениками; если бы не было смерти, то не было бы и вѣнца; если
бы не было кончины, то не было бы мученичества; если бы не
было смерти, то Павелъ не могъ бы говорить: дни , тако ми ваша похвала, юже имамъ о Христѣ Іисусѣ (1 Кор.
хт, 31); если бы не было смерти и тлѣнія, то онъ также не могъ
бы говорить: радуюся во страданіи#* моихъ о васъ, и исполняю
лишеніе скорбей Христовыхъ во плоти моей (Бол. і, 24). Итакъ,
не будемъ скорбѣть, что мы стали смертными, но будемъ благо¬
дарить, что смертію открыто намъ поприще мученичества; чревъ
тлѣнность мы получили возможность наградъ, отсюда имѣемъ мы
поводъ къ подвигамъ. Видишь ли премудрость Божію, какъ Онъ
величайшее изъ золъ, верхъ нашего бѣдствія, введенный діаво¬
ломъ, т. е. смерть, обратилъ намъ въ честь н славу, ведя чрезъ
нее подвижниковъ къ наградамъ мученичества? Что же? Будемъ
благодарить діавола за смерть? Да не будетъ: не по его мысли—
вто добро, но даръ премудрости Божіей; онъ ввелъ, чтобы погу¬
бить людей н, возвративъ въ вемлю, отнять у нихъ всякую на¬
дежду спасенія, но Христосъ, взявъ вто, измѣнилъ, и чревъ смерть
опять возвелъ насъ на небо. Повтому никто да не осуждаетъ насъ,
если я назвалъ весь сонмъ мучениковъ ликомъ н воинствомъ, при¬
писавъ одному предмету два противоположныя названія; ливъ и
воинство—названія противоположныя, но здѣсь оба они соедини¬
лись вмѣстѣ: (мученики) шли на мученія съ удовольствіемъ, какъ
ликующіе, и вмѣстѣ, какъ воинствующіе, оказали всякое муже¬
ство и терпѣніе и побѣдили противниковъ. Если посмотришь ва
существо событій, то зтн событія — сраженіе, война и ополченіе;
а если наслѣдуешь смыслъ событій, то совершившееся — ликова¬
нія, празднества, торжества н величайшее удовольствіе. Хочешь угнать, сколько эти подвиги, т. е. подвиги мучениковъ,
ужаснѣе войны? Что ужаснаго въ войнѣ? Съ той и другой сто-
роны стоятъ огражденные станы, блещущіе оружіемъ и озаряю¬
щіе землю; со всѣхъ сторонъ пускаются тучи стрѣлъ, множествомъ
своимъ помрачающія воэдухъ; потоки крови льются по вемлѣ; вездѣ
въ великомъ множествѣ, какъ колосья во время жатвы, падаютъ
воины, поражаемые другъ другомъ. Теперь отъ нихъ я переведу
тебя къ этому сраженію. И вдѣсь два ополченія, одно—мучени¬
ковъ, а другое—мучителей; но мучители вооружены, а мученики
сражаются съ обнаженнымъ тѣломъ, и побѣда остается ва обна¬
женными, а не вооруженными. Кто не изумится, что бичуемый по¬
бѣждаетъ бичующаго, связанный — несвязаннаго, сожигаемый —
сожигающаго, умирающій—умерщвляющаго? Видишь ли, какъ эти
подвиги страшнѣе тѣхъ? Тѣ, хотя и страшны, но происходятъ