Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
752 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. Господь Бои тооЛ Господь единъ есть; вотъ я доказываю тебѣ,
что имя Господь то же, что и Бои. Вообще же, если Господь
ниже, а Богъ выше, то какое должно бить имя Его: меньшее— Господь, или большее—Бои? Если онъ скажетъ: какъ икя Мнѣ?
то чтЪ скажешь ты, еретикъ? Скажешь, что Господь иия Сына, а
Бои—Отца, какъ болѣе свойственное? Но если я докажу тебѣ,
что иия Господь иеныпее служитъ отличительнымъ Его именемъ,
то что ты сдѣлаешь? Да познаютъ, яко имя тебѣ Господь, гово¬
ритъ пророкъ. Раевѣ онъ сказалъ: Бои (Псал. ьхххіі, 19)? Хотя
если вия Бои больше, то почему не сказалъ пророкъ: да по¬
знаютъ, яко имя тебѣ Бои? Если собственное Его и свойствен-
705 ное Ему иия есть Бои, а чуждое Ему, какъ низшее, есть Го¬
сподъ, то почему онъ сказалъ: да познаютъ, яко имя тебѣ Го¬
сподь, имя малое, меньшее, низшее достоинства Его, а не сказалъ
имя великое и высокое, достойное Его существа? Чтобы ты зналъ,
что и это не есть малое, ни низшее, но имѣетъ такую хе силу:
да познаютъ, яко имя тебѣ Господь, ты единъ по осей земли. 4. Но ты не отступаешь ивъ сраженія, а опять говоришь, что
имя Бои—больше, а Господъ -меньше? Итакъ, если я покажу,
что Сынъ называется этимъ именемъ бблыпимъ, что ты скажешь?
Прекратишь ли сраженіе? Отстанешь ли отъ состязанія? При-
' знаешь ли свое спасеніе? Освободишься ли отъ безумія? Поняль
ты, что я сказалъ? Такъ какъ имя Господь приписываютъ Сыну,
а Бои—Отцу, какъ ббльшее, то, если я поважу тебѣ, что Сынъ
называется этимъ бблыпимъ именемъ—Бои, сраженіе окончено,—
я покоряю тебя твоимъ оружіемъ и на твоихъ крыльяхъ станов¬
люсь выше тебя. Ты сказалъ, что имя Бои больше, а Господь
меньше; я хочу доказать, что меньшее не приличествовало Отцу,
если Онъ былъ бблыпимъ, и большее не приличествовало Сыну,
если Сынъ былъ меньшимъ. Послушай пророка, который говоритъ:
сей Бои наии, не вмѣнится инъ къ Нему: изобрѣте всякъ путь
хитрости, посиая на земли явися и съ человѣки (Варух. пі, 36—38). Что скажешь ты на это? Будешь опровергать эти
слова? Но не можешь,—истина остается блистающею собственнымъ
свѣтомъ и ослѣпляющею глава еретиковъ, не желающихъ вѣрить
7ов ей. Хотя глубоко это состязаніе и великъ жаръ, но слово это
больше, превосходнѣе неудобства слушающихъ, и жаръ утоляется
росою поученія; и если мы собираемся однажды или дважды въ
недѣлю, то слушателю не должно быть нерадивымъ. Когда ты
выйдешь отсюда, и кто - нибудь спроситъ тебя: о чемъ бесѣдо¬
валъ учитель?—ты скажешь: противъ еретиковъ; если онъ скажетъ:
о чемъ онъ бесѣдовалъ?—и ты пе найдешься отвѣчать, то стыдъ