Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О СВЯТОКЪ СВЯЩЕНН0М7ЧКНИКѢ ФОКѢ. 751 щехъ сказанное хорошо. Вѣдь н діаволъ бесѣдовалъ со Христомъ
отъ Писанія. Но виною не Писаніе, а умъ, худо толкующій сказанное хо- 704
рошо. Желая доказать, что Сынъ меньше Отца, еретики ходятъ,
отыскивая странныя выраженія, и объ этихъ именахъ: и Господь, говорятъ, что Отецъ—Богъ, а Сынъ—Господь, раздѣляютъ
эти имена и приписываютъ имя Бою Отцу, а имя Господь Сыну,
какъ настоящіе дѣлители Божества и р&здаятели жребія. Припи¬
сываетъ ди Писаніе Сыну названіе: ? Это ли говоритъ оно? Развѣ ты не слышалъ, какъ псаломъ говорилъ сегодня въ
одному лицу: гласомъ моимъ ко Господу гласомъ моимъ къ Богу помолился?Итакъ, оно называетъ его и Господомъ и Бо¬ гомъ. Кто по твоему Богъ — Сынъ, или Отецъ? Конечно ска¬
жешь, что эти имена принадлежатъ Отцу. Итакъ Сынъ—Богъ,
и Отецъ — Господь. Для чего же ты раздѣляешь эти имена,
и одно тамъ прибавляешь, а другое эдѣсь отдѣляешь? И Па¬
велъ (о, если бы ты слушалъ Павла и былъ блаженнымъ!) го¬
воритъ: но намъ единъ Бою Отецъ, ивъ негоже вся, и единъ Го¬
сподь Іисусъ Христосъ, имже вся (1 Кор. гш, 6). Онъ рагвѣ на¬
звалъ Сына Богомъ? Но какъ? Господомъ. Что же, скажи мнѣ,
Богъ важнѣе, нежели Господь, я Господь меньше, нежели
Слушайте, прошу васъ, съ напряженнымъ вниманіемъ; если я
докажу, что Господь и Бою—одно, что ты скажешь? Ты гово¬
ришь, что Бою больше, а Господь меньше? Послушай пророка,
который говоритъ: сой Господь сотво небо, Богъ
вый землю (Иса. хьѵ, 18); Господь—небо, и Богъ—вемлю; слова
Господь и Богъ употребилъ онъ объ одномъ и томъ же лицѣ. И еще:
сльпии Израилю: Господь Бою твой, Господь единъ есть (Вто¬
рое. п, 4). Дважды— Господь,я однажды— Бою; и сперва—
сподь, потомъ —Богъ, и опять—Господь. Если бы послѣднее было
ниже, а первое выше, то о великомъ Существѣ онъ не употре¬
билъ бы выраженія меньшаго прежде ббльшаго, но, сказавъ боль¬
шее, удовольствовался бы н не прибавилъ бы меньшаго. Поняли
ли вы, что я сказалъ? Я повторю наставленіе, такъ какъ здѣсь
не зрѣлище для показу, но поученіе для душевнаго сокрушенія,
не для того, чтобы вы уходили отсюда безоружными, но чтобы
возвращались вооруженными. Богъ, говоришь ты, еретикъ, выше,
а Господь—ниже? Я указалъ тебѣ на пророка, который говоритъ:
Господь сотворивый небо, Бою устроземлю. Указываю тебѣ,
еще на Моисея, который говоритъ: слыши, Израилю: Господь
Бою твой, Господь единъ есть. Какъ единъ, если два имени,
одно меньшаго, а другое большаго существа? Существо конечно
не больше и не меньше себя самого, но равно и неразрывно.