Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ V. 75 другомъ тому подобномъ. Что это такъ, объясню вамъ примѣромъ.
Лѣкарства назначены для тѣхъ только болѣзней, которыя могутъ'
они уничтожать, а не для тѣхъ, которымъ отъ вихъ нѣтъ ника¬
кой пользы. Примѣрно скажу, чтобы рѣчь моя была еще яснѣе:
лѣкарство, которое можетъ пользовать только- больные глава, а не
другую какую-либо болѣзнь, справедливо признаешь назначеннымъ
только для глазной болѣзни, а не для желудка, не для рукъ, и не
для другого какого-либо члена. Переведемъ же рѣчь на печаль
и—найдемъ, что она ни въ какихъ другихъ обстоятельствахъ не
помогаетъ намъ, а только исправляетъ грѣхъ: поэтому, очевидно,
она и назначена только для уничтоженія его. Разберемъ же каждое
изъ приключающихся намъ бѣдствій, и, приложивъ въ нимъ пе¬
чаль, посмотримъ, какая отъ нея польза. Потерялъ кто имущество?
Опечалился онъ; но не вознаградилъ потери. Лишился кто сына?
Поскорбѣлъ онъ; но не воскресилъ мертваго, и не принесъ пользы
отшедшему. Потерпѣлъ кто побои, заушеніе, обиду? Предался онъ
горести; но обиды не отвелъ отъ себя. Впалъ кто въ немощь и
въ самую тяжкую болѣзнь? Сталъ онъ сокрушаться; но болѣзни
не уничтожилъ, напротивъ еще усилилъ ее. Видишь, что ни въ
одномъ ивъ этихъ бѣдствій печаль не помогаетъ нисколько? Но
согрѣшилъ кто, и опечалился: онъ уничтожилъ грѣхъ, загладилъ
вину свою. Откуда видно это? Изъ словъ Господа: говоря объ
одномъ грѣшникѣ, Онъ сказалъ: за грѣхъ мало что опечалить ею,
и поразить его, и отвратить лице Мое отъ него: и опечалися,
и пойде дряхлъ въ путехъ своихъ (Исаіи іѵи, 17). Поэтому и Па- 73
велъ сказалъ: печаль, яже по Бозѣ, покаяніе нераскаянно во спа¬
сеніе содѣлоьаетъ: а сего міра печаль смерть содѣловаетъ (2 Еор.
ш, 10). Посему, какъ видно изъ сказаннаго, если нечаль вс
можетъ вознаградить ни потери имущества, ни обиды, ни позора,
ни побоевъ, ни болѣзни, ни смерти, ни чего-либо другого тому
подобнаго, во только способствуетъ къ уничтоженію грѣха и изглаж-
даетъ его; то очевидно, что для него одного она и назначена. Итакъ,
не будемъ болѣе скорбѣть о потерѣ имущества, но станемъ скорбѣть
тогда только, когда грѣшимъ. Въ этомъ случаѣ великая польза отъ
скорби. Лишился ты чего? Не скорби: этимъ нисколько не пособишь.
Согрѣшилъ? Скорби: это полезно. Вникни въ разумъ и премудрость
Божію. Два плода породилъ намъ грѣхъ: скорбь и смерть. Въ
онъ же аще день снѣсте отъ нею, говоритъ Богъ, смертію умрете
(Бнт. п, 17), и къ женѣ: въ боліьзнѣхъ *) родигии чада (Быт. ш, 16).
Этими же двумя средствами (Богъ) истребилъ и грѣхъ, и устроилъ
такъ, что мать гибнетъ отъ чадъ своихъ. А что, подобно скорби. іч Мваи—въ скорбяхъ.