Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О СВЯТОМЪ СВЯЩЕННОМУЧВЯІПСѢ ФОКѢ. 747 юнѣетъ каждый день. Какъ невозможно погаснуть солнцу, такъ
и памяти мучениковъ, потому что самъ Христосъ изрекъ;
и земля мимо идутъ, словеса же моя не мимо идутъ (Матѳ. 7оѳ
ххгг, 35). Впрочемъ похвалы мученику отложимъ до удобнаго
времени: н сказаннаго достаточно по причинѣ усердія тѣхъ, ко¬
торые должны были собраться и сдѣлать блестящимъ день празд¬
ника. Какъ я вчера говорилъ, такъ и сегодня опять говорю: для
мученика не будетъ никакой славы отъ присутствія многихъ, а
вамъ благословеніе будетъ прибылью отъ присутствія при муче¬
никѣ. Какъ ввирающій на солнце не дѣлаетъ итого свѣтила болѣе
свѣтлымъ, во освѣщаетъ собственные глава свои,—такъ точно н
почитающій мученика не его дѣлаетъ болѣе славнымъ, во самъ
отъ пего пріобрѣтаетъ просвѣщающее благословеніе. Сдѣлаемъ же опять море церковію, вышедшн туда со свѣтиль¬
никами, соединивъ огонь съ водою и воду наполнивъ огнемъ.
Никто пусть не боится моря; мученикъ не боялся смерти, а ты
боишься воды? Впрочемъ довольно сказали мы объ этомъ пред¬
метѣ; предложимъ теперь вамъ и ивъ прочитаннаго сегодня обыч¬
ную трапезу. Хотя и стѣснены ваши тѣла, но пусть окрыляется
душа; я смотрю не на тѣсноту вашу, а на усердіе. Пріятно для
кормчаго волнующееся море, пріятна и для учителя моремъ раз¬
лившаяся церковь; въ этихъ водахъ нѣтъ ни солености, ни под¬
воднаго камня, ни чудовищъ, но море и влага, исполненная бла¬
гоуханія; вдѣсь корабли, переплывающіе не отъ земли въ вемлѣ,
но отъ явили на небо, содержащіе въ себѣ не деньги, не золото
и не серебро, но вѣру, любовь, ревность и мудрость. 2. Итакъ, направимъ тщательно корабль, который никогда не
погибаетъ и не подвергается кораблекрушенію. Но слушайте вни¬
мательно то, что говорится; псаломъ сегодня выводитъ насъ на
ратоборство съ еретиками, не для того, чтобы свалять ихъ стоя¬
щихъ, по чтобы вовставить лежащихъ; такова именно наша война: 7оі
не изъ живыхъ она дѣлаетъ мертвыми, но изъ мертвыхъ приго¬
товляетъ живыхъ, изобилуя кротостію и великимъ смиреніемъ. Н гоню не дѣломъ, а преслѣдую словомъ, не еретика, но ересь, не
человѣка отвращаюсь, но заблужденіе ненавижу и хочу привлечь
къ себѣ (заблуждающагося); я веду войну не съ существомъ, по¬
тому что существо—дѣло Божіе, но хочу исправить умъ, который
развращенъ діаволомъ. Бакъ врачъ, лѣча больного, ве противъ тѣла
воюетъ, но истребляетъ поврежденіе тѣла,—такъ и я, если буду
сражаться съ еретиками, то сражаюсь не съ самими людьми, но
хочу истребить заблужденіе н очистить гнилость. Мнѣ привычно
терпѣть преслѣдованіе, а не преслѣдовать, быть гонимымъ, а ве
гнать. Такъ и Христосъ побѣждалъ, не распиная, но распятый,