Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
740 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. човутъ, потребуютъ отчета въ тонъ, чтЬ онъ говорилъ, чтб дѣлалъ,
что думалъ. Тогда никто ивъ этого множества народа не защи¬
титъ его, не избавитъ его отъ наказанія и мученія, не помогутъ
ему эти возгласы и славословія, но съ поникшею головою, съ' бояз¬
нію, со стыдомъ отъ обвиненій га дѣла свои, онъ будетъ отведенъ,
влекомый злыми силами въ безконечныя мученія съ жесточайшимъ
скрежетомъ вубовъ, безполезно наконецъ рыдая и терзаясь отъ
невыносимыхъ страданій. Таково тамошнее, но н здѣшнее, право, также невыносимо. Послѣ
славословій, произносимыхъ при всѣхъ га деньги, или по какому-ни¬
будь страху, всѣ, услышишь, будутъ порицать его н на улицахъ, и на
торжищѣ, и дома, и въ гостинницахъ, и въ мастерскихъ, н на пути, н
въ селеніяхъ, и вездѣ каждый ивъ проходящихъ съ великимъ стра¬
хомъ будетъ разсказывать блнжнему и говорить, какія онъ по¬
лучитъ мученія, какія встрѣтятъ его наказанія, какія тенерь ждутъ
его страданія. Какая была ему польза отъ настоящей жизни? Ка¬
кое пріобрѣтеніе сдѣлалъ онъ отъ любостяжанія? Онъ отошелъ,
оставивъ богатство другимъ, а самъ погребенъ, ваявши съ собою
грѣхи, и много со всѣхъ сторонъ обвинителей его, сострадающихъ
обиженнымъ, хотя и не испытавшихъ ничего худого. Какъ при
благодѣяніяхъ и тѣ, которые ничего не получили, сорадуютсл по¬
лучившимъ и восхваляютъ благодѣтеля, такъ и при обидахъ даже н
тѣ, которые не потерпѣли никакого ала, сострадаютъ потерпѣв¬
шимъ и порицаютъ причинившаго обиды. Посему н говоритъ про¬
рокъ: смерть грѣшниковъ люта, какъ по причинѣ здѣшнихъ по¬
рицаній, такъ и по причинѣ тамошнихъ наказаній. Итакъ, этотъ
вотъ умираетъ хуже собаки, а съ праведникомъ не бываетъ такъ,
но хотя бы онъ оканчивалъ живнь въ пустынѣ, хотя бы никто не
одѣвалъ его, хотя бы никто не присутствовалъ, онъ отходитъ, по¬
лучая достаточное погребальное платье—дерзновеніе предъ Богомъ,
имѣетъ дивный выносъ отъ ангеловъ, которые присутствуютъ и
руководятъ душу его, какъ я прежде показалъ это на Лазарѣ, и
оставляетъ безчисленныхъ хвалителей его жизни; и, хотя бы оста¬
вилъ онъ дѣтей, всѣ жители города будутъ покровителями ихъ и
понечителями, воздавая имъ по благорасположенію къ отцу. А
тотъ, кто умеръ во грѣхахъ н корыстолюбіи, если отойдетъ, оста-
693 вивъ дѣтей, то оставляетъ ихъ наслѣдниками вражды къ нему и по¬
кидаетъ среди непріятелей; если же окончитъ жизнь бездѣтнымъ,
то въ вданіяхъ и въ прочихъ владѣніяхъ, которыя онъ пріобрѣлъ
хищеніемъ и любостяжаніемъ, оставляетъ безсмертное себѣ осужде¬
ніе. Совсѣмъ не то—праведникъ; но н по отшествіи онъ пріобрѣтаетъ
величайшія блага, принося пользу всѣмъ живымъ чрезъ воспомина¬
ніе объ его добродѣтели и дѣлая ихъ лучшими, между тѣмъ какъ