Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
74 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. боятся огня, н, если случится поднести ихъ къ зажженной свѣчѣ,
они, ничего не опасаясь, протягиваютъ руку къ свѣчѣ и огню;
ничтожная маска пугаетъ ихъ, а того, что въ самомъ дѣлѣ
страшно—огня они не боятся. Такъ и мы боимся смерти, которая
есть ничтожная маска, а не боимся грѣха, который дѣйствительно
страшенъ и, подобно огню, пожираетъ совѣсть. И это, обыкно¬
венно, происходитъ не отъ существа самаго дѣла, но отъ нашего
неразумія: такъ что, если мы разсудимъ, что такое смерть, то
никогда не будемъ ея бояться. Что же такое смерть? То же, что
снятіе одежды: тѣло, подобно одеждѣ, облекаетъ душу, и мы
чрезъ смерть слагаемъ его съ себя на краткое время, чтобы опять
получить его въ свѣтлѣйшемъ видѣ. Что такое смерть? Временное
путешествіе,—сонъ, который дольше обыкновеннаго. Поэтому, если
боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься объ умершихъ,
то сокрушайся объ ядущихъ и піющихъ: какъ это дѣло естествен-
74 ное, такъ и то. Де печалься о томъ, что бываетъ по закону при¬
роды,—печалься болѣе о томъ, что происходитъ отъ элого произ¬
воленія; не плачь объ умершемъ, но плачь о живущемъ во грѣхахъ. 4. Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся
смерти? Мы не живемъ, какъ должно, не имѣемъ чистой совѣсти.
Будь это,—насъ ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голодъ,
ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добро¬
дѣтельно ничто подобное не можетъ повредить и лишить его
внутренняго удовольствія, потому что кто питается благими на¬
деждами, того ничто не можетъ повергнуть въ уныніе. Въ самомъ
дѣлѣ, могутъ ли люди сдѣлать что-либо такое, чтб мужа доблест¬
наго заставило бы скорбѣть? Отнимутъ у него деньги? Но у него
есть богатство на небесахъ. Выгонятъ изъ отечества? Но чре.'.ъ
это переселяютъ его въ горній градъ. Наложатъ на него оковы?
Но онъ имѣетъ свободную совѣсть, и не чувствуетъ внѣшнихъ
цѣпей. Умертвятъ тѣло? Но оно опятъ воскреснетъ. И какъ сра¬
жающійся съ тѣнью и бьющій по воздуху никого не можетъ по¬
разить; такъ и враждующій противъ праведнйка сражается только
съ тѣнію, тратитъ свою силу, а тому не можетъ нанести ни одного
удара. Итакъ, дай мнѣ только твердую вѣру въ царствіе небесное,
и—умертви меня, ежели хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя
за смерть, потому что чрезъ нее ты скоро переселяешь меня къ
тѣмъ благамъ. Объ этомъ-то особенно, говорятъ, и мы скорбимъ,
что, задерживаемые множествомъ грѣховъ, не достигнемъ тамош¬
няго царствія. Такъ перестань плакать о смерти и плачь о грѣ¬
хахъ своихъ, чтобы загладить ■ ихъ. Для того и печаль, чтобы мы
пользовались ею въ уничтоженію нашихъ г ѣховъ, а не для того,
чтобы скорбѣли о потерѣ имущества, о смерти, или о чемъ-либо