Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
736 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. оно есть, но, хотя бы видѣли изощренный мечъ, пряно головою
бросаются на него, и хотя бы видѣли костеръ, иля пропасть, нлн
бевдну, или море, или что бы то ни было другое, безстрашно бро¬
саются на все,—такъ точно и она, будучи объята изступленіемъ
не такнмъ,—да не будетъ,—но другимъ, почтеннымъ болѣе вся¬
каго благоразумія, и погрузившись въ любовь Христову, не ви¬
дѣла ничего ивъ видимаго, но, переселившись на небо н туда пе¬
ремѣстивши душу, смѣялась надъ всѣми бѣдствіями н считала
огонь не огнемъ, а росою. Поэтому я называю этотъ костеръ и
чистѣйшимъ источникомъ воды, и нѣкоторою дивною красильнею,
и горниломъ. Подлинно, какъ золото въ горнилѣ, такъ душа этой
блаженной чревъ этотъ востеръ дѣлалась чистѣйшею. Плоть ея
истаевала, кости изсушались, жилы сожигались, и тѣлесный совъ
текъ со всѣхъ сторонъ; но вѣра души дѣлалась болѣе твердою и
свѣтлою. Враги, взирая на это, считали ее погибшею, а она
больше очищалась; и какъ несвѣдущій человѣкъ, стоя и видя зо¬
лото растаявшимъ, текущимъ н смѣшивающимся съ пепломъ, счи¬
таетъ его погибшимъ и испорченнымъ, но художникъ и вполнѣ
689 опытный въ этомъ внаетъ, что такимъ образомъ оно дѣлается бо¬
лѣе чистымъ, и послѣ раскаливанія извлекаетъ и собираетъ его
совершенно свѣтлымъ,—такъ точно и въ отношеніи къ ней, невѣр¬
ные, видя плоть ея нстаевающею н растекающеюся, думали, что
она дѣлается пепломъ и прахомъ, а вѣрные очень хорошо гнали,
что истаевая она отлагаетъ всякую нечистоту и восходитъ свѣт¬
лѣйшею, получивъ бевсмертіе. Даже на самомъ кострѣ, прежде
воскресенія, она одержала не малую побѣду надъ противными си¬
лами, такъ какъ плоть ея, разрушаемая огнемъ и издававшая
трескъ, обращала нхъ въ бѣгство съ великимъ превосходствомъ.
И какъ мужественный воинъ, облекшись мѣднымъ оружіемъ, са¬
мымъ шумомъ оружія норажаетъ болѣе боязливыхъ игъ против¬
никовъ,—такъ точно и тогда блаженная Дросида трескомъ своей
кожи обращала въ бѣгство тѣ силы, н не только однимъ этимъ
способомъ, но и другимъ, не меньшимъ этого. Лишь только она
вошла на костеръ, какъ дымъ, поднявшись на высоту и распро¬
странившись въ воздухѣ, задушилъ всѣхъ бѣсовъ, летающихъ въ
воздухѣ, прогналъ діавола, очистилъ естество самаго воздуха. По¬
слѣ того какъ воздухъ былъ оскверняемъ дымомъ идоловъ, под¬
нялся другой дымъ, который очистилъ приставшую въ нему отъ
нихъ нечистоту. И сравненіе съ источникомъ можетъ быть при¬
ложено къ этому костру. Какъ бы снявъ одежду при источникѣ
и омывая въ немъ тѣло, такъ она въ этомъ пламени сложивъ свою
плоть легче всякой одежды и освѣтивъ душу, поспѣшила въ Же¬
ниху въ сопровожденіи свѣщеносцевъ. Если ужъ ангелы отвела