Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЪ ДРОСИДѢ. 735 утѣшеніе во всѣхъ постигшихъ тебя бѣдствіяхъ. Поэтому я осо¬
бенно люблю дни памяти мучениковъ, люблю и привѣтствую всѣ,
но особенно, когда встрѣчаются подвижницами женщины. Чѣмъ
слабѣе сосудъ, тѣмъ больше благодать, тѣмъ блистательнѣе тро¬
фей, тѣмъ славнѣе побѣда, не по немощи естества подвижниковъ,
во и потому, что врагъ, чѣмъ одержалъ побѣду, тѣмъ же нынѣ
сямъ уловленъ. Чрезъ дѣву діаволъ умертвилъ нѣкогда Адама;
чревъ Дѣву впослѣдствіи Христосъ поборолъ діавола, и’ тотъ мечъ,
который былъ изощренъ у него противъ насъ, отсѣкъ голову дра¬
кона, подобно тому, вавѵ случилось и при Давидѣ. Какъ тогда
этотъ праведникъ, подбѣжавши, отсѣкъ голову Голіаѳа собствен¬
нымъ мечемъ этого иноплеменника, такъ точно и теперь: женою
діаволъ побѣдилъ, женою и побѣжденъ. Она была для него ору¬
жіемъ прежде, она же теперь сдѣлалась орудіемъ его убіенія, со¬
судомъ непобѣдимымъ. Первая жена согрѣшила и умерла, эта
умерла, чтобы не грѣшить; та, возгордившись тогда надеждою отъ
пустого обѣщанія, попрала законы Божіи, эта презрѣла и настоя- $88
щую жизнь, чтобы не отречься отъ вѣры въ Благодѣтеля. Какое
же послѣ того можетъ быть оправданіе изнѣженнымъ мужамъ,
какое прощеніе, когда жены поступаютъ такъ мужественно, когда
онѣ такъ смѣло выступаютъ на подвиги благочестія? Подлинно,
ни полъ, ни возрастъ, и ничто другое не можетъ воспрепятство¬
вать, когда есть усердіе, ревность и пламенная вѣра; этимъ всѣмъ
будемъ и мы пріобрѣтать себѣ благодать Божію, какъ было и съ
этою блаженною (Дросидою). У ней было слабо тѣло, беззащитенъ
полъ, несовершенъ возрастъ, но нисшедшая благодать покрыла
немощь всего этого, потому что нашла ревность мужественную,
вѣру нелицемѣрную, и душу, готовую на опасности. 4. Нѣтъ, нѣтъ ничего сильнѣе того, кто съ великою ревно¬
стію держитъ вкорененнымъ въ себѣ страхъ Божій; но, хотя бы
угрожалъ ему огонь, или желѣзо, или звѣри, или что бы то ни было
другое, онъ презираетъ все съ великою легкостію, какъ и эта бла¬
женная Дросида. Когда тиранъ зажегъ костеръ,—не ввергнулъ же
онъ ее въ пропасть и не отсѣвъ ей голову, чтобы краткость му¬
ченія не сдѣлала ей подвигъ болѣе легкимъ, но желая поразить
ея умъ и одолѣть не порабощенную душу ея видомъ костра, бро¬
силъ ее въ средину его, — итакъ, когда онъ зажегъ востеръ, и
печь разгорѣлась и пламя поднималось весьма высоко, тогда бла¬
женная мученица, взирая на это, и сама воспламенялась ревно¬
стію и кипѣла огнемъ любви Христовой, вспомнивъ трехъ отро¬
ковъ и помысливъ сама въ себѣ, что она участвуетъ въ ихъ по¬
двигахъ и возлагаетъ на себя одинаковые съ ними вѣнцы. Какъ
пришедшіе въ изступленіе не видятъ ничего изъ видимаго, какъ