Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЪ ДРОСНДѢ. 733 клеветать на нашу вѣру, то вмѣстѣ съ прочимъ представимъ имъ
и вто, т. е. смерть мучениковъ, и скажемъ: кто убѣдилъ ихъ пре¬
зирать настоящую жизнь? Если Христосъ умеръ и не воскресъ,
то кто совершилъ эти сверхъестественныя дѣла? Относительно того,
что не можетъ человѣческая сила въ теченіе столь долгаго вре¬
мени убѣждать столь много тысячъ не только мужей, но и женъ
и безбрачныхъ дѣвъ и малыхъ дѣтей, чтобы они презирали на- 686
стоящую жизнь, смѣло шли на дикихъ звѣрей, смѣялись надъ
огнемъ, попирали всякаго рода наказанія и мученія, и стремились
къ будущей жизни, (противники наши) даже не будутъ имѣть
нужды въ нашихъ доводахъ, но спросятъ самихъ себя и получатъ
достаточное доказательство сказаннаго. Съ того времени, какъ
пришелъ Христосъ, были невѣрные цари, были и вѣрные, но изъ
невѣрныхъ большая часть ввергали вѣрующихъ въ пропасти, въ
востры, въ бездны, въ моря, предавали бѣшенству дикихъ звѣрей
и разнообразнымъ наказаніямъ и мученіямъ, всѣми способами ис¬
торгая вѣру изъ души ихъ, однако ничего не достигли, но отошли
посрамленными, и хотя вѣрующіе были терзаемы всѣми способами,
но вѣра возрастала еще болѣе. А благочестивый царь ни одинъ
никогда не рѣшался наказывать и мучить кого-либо ивъ невѣрую¬
щихъ, принуждая его отстать отъ заблужденія,—и однако заблуж¬
деніе н такъ само собою проходитъ и исчезаетъ, чтобы ты убѣ¬
дился и въ силѣ истины и въ слабости лжи, когда послѣдняя
сама собою и безъ всякаго притѣсненія исчезаетъ, а первая чрезъ
самыя препятствія возрастаетъ и поднимается до неизреченной
высоты: причина же та, что въ душахъ мучениковъ и живетъ и
дѣйствуетъ Христосъ. Итакъ, когда скажутъ, что Онъ не воскресъ,
то мы спросимъ ихъ: кто же совершилъ эти дѣла? Мертвый, скажи
мнѣ? Но столько было мертвыхъ, и ни одинъ не сдѣлалъ этого.
Онъ былъ волшебникъ я заклинатель? Но было много и волшеб¬
никовъ, и заклинателей, и обманщиковъ, и всѣ они умолкли, и
остатковъ ихъ нѣтъ нигдѣ, но вмѣстѣ съ ихъ жизнію угасли и
дѣла волшебства ихъ; а дѣла Христовы возрастаютъ каждый день,
н вполнѣ естественно,—потому что эти дѣла совершались не вол¬
шебствомъ, но божественною силою, почему они и не разрушаются. Но лучше я представлю въ доказательство силы не то только, что
они возрастаютъ, но и то, что (возрастаютъ) ко благу и къ спа¬
сенію нашей жизни. Послѣ Его пришествія жители земли сдѣла¬
лись изъ звѣрей людьми, или—лучше —изъ людей стали ангелами
всѣ, истинно внимающіе Ему. Но, скажутъ, мученики были обма¬
нуты и обольщены, и потому презирали настоящую жизнь. Затѣмъ
первые не разубѣдили вторыхъ, вторые—третьихъ, но чѣмъ долѣе
продолжались гоненія, тѣмъ болѣе возрасталъ и этотъ подвигъ, и