Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦѢ ДРОСИДЪ. 731 тому, что мы дышимъ чистымъ воздухомъ, но потому, что взираемъ
на высокія дѣла этихъ доблестныхъ лицъ, восторгаясь не при
водныхъ рѣкахъ, но при рѣкДхъ благодатныхъ дарованій, не скло¬
няясь и обрывая траву зубами, но разсказывая о добродѣтеляхъ му¬
чениковъ, не землю видя украшенную цвѣтами, но ввирая на
тѣла, преисполненныя дарованіями духовными. И хотя каждый
изъ мученическихъ драмовъ доставляетъ собирающимся не малую
нольву, но больше всѣхъ этотъ: какъ только кто-нибудь войдетъ
въ преддверіе, тотчасъ множество гробовъ со всѣхъ сторонъ по¬
падаетъ на глаза и, куда онъ ни посмотритъ, вездѣ видитъ гроб¬
ницы и памятники и ракц отшедшихъ. А это созерцаніе гробовъ
не мало содѣйствуетъ намъ въ дѣлѣ любомудрія. Отъ этого со¬
зерцанія душа, если она безпечна, скоро сосредоточивается, а если
ревностна и бодрственна, дѣлается болѣе ревностною; и тотъ, кто
оплакиваетъ свою бѣдность, отъ этого зрѣлища тотчасъ получаетъ
утѣшеніе, и тотъ, кто превозносится богатствомъ, смиряется и со¬
крушается. Взглядъ на гробницы заставляетъ каждаго изъ взираю •
щихъ и невольно любомудрствовать о собственной кончинѣ, и
убѣждаетъ не считать надежнымъ ничего настоящаго—ни скорб¬
наго, ни пріятнаго; а кто убѣжденъ въ этомъ, тотъ не легко
уловляется сѣтію грѣха. Посему одинъ премудрый и предлагаетъ
увѣщаніе: во всѣхъ словесѣхъ твоихъ поминай твоя, и во вѣки не согрѣши ши(Сирах. ти, 39): и другой согласно съ
нимъ высказываетъ такой совѣтъ: уготовляй на исходъ дѣла твоя,
и уготовися къ пути (Притч. ххіг, 27), говоря не о чувственномъ
пути, но объ отшествіи отсюда. Если мы постоянно и каждый день
будемъ взирать на неизвѣстность кончины, то не скоро впадемъ въ
грѣхи: ни радости житейскія не въ состояніи будутъ надмевать
насъ, ни скорби низлагать и смущать, такъ какъ конецъ тѣхъ и
другихъ неизвѣстенъ. Часто сегодня живущій не доживаетъ и до
вечера. Такъ, проводящимъ время внутри города не очень удобно
думать объ этомъ и любомудрствовать; а тѣ, которые вышли эа
стѣны его, пришли къ этимъ гробницамъ и увидѣли множество
отшедшихъ, по необходимости, волею и неволею, получаютъ такія
мысли отъ этого зрѣлища, а получивъ дѣлаются возвышеннѣе, и
освобождаются отъ пристрастія къ предметамъ житейскимъ. И не
только будемъ'мы получать такія мысли, но будемъ имѣть я до¬
статочное побужденіе спѣшить и готовиться въ вѣчному нашему
отечеству и устроятъ все, зависящее отъ насъ для отшествія туда,
погнавъ, что если мы оставимъ что-либо ядѣсь изъ нашего, остав¬
ленное принесетъ намъ вредъ. Бакъ путешественникъ, совершаю¬
щій продолжительный путь и поспѣшающій въ свое отечество, не¬
премѣнно тратитъ и теряетъ все, что онъ оставитъ въ гостинницѣ,—