Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
73 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ Г. іг, 12): кто же, скажи, былъ блаженнѣе,—почившіе ли въ правдѣ,
или живущій во грѣхахъ,—упершій ли незаслуженно, или нака¬
зываемый по дѣламъ? Хотите, а скажу любви вашей, почему мы
боимся смерти? Насъ не уязвила любовь къ царствію, не воспла¬
менило желаніе будущихъ благъ; иначе мы; подобно блаженному
Павлу, презрѣли бы все настоящее; сверхъ того, мы не боимся
геенны, и потому боимся смерти; не знаемъ нестерпимой тяжести
тамошняго наказанія, и потому боимся не грѣха, а кончины.
Если бы тотъ страхъ поселился въ душѣ нашей, то этотъ не тз
могъ бы войти въ нее. И это попытаюсь объяснить не дальними ка¬
кими-либо обстоятельствами, но здѣшними,—тѣми самыми, кото¬
рыя на этихъ дняхъ случились съ нами. Когда пришелъ отъ царя
указъ о собраніи подати, которая показалась несносною, всѣ воз¬
мутились, всѣ заспорили, начали досадовать и негодовать, и, встрѣ¬
чаясь другъ съ другомъ, говорили: „намъ жизнь не въ жизнь;
городъ разоренъ; никто не въ состояніи вынести столь тяжкаго
налога!8—и всѣ сокрушались, какъ будто доведены были до по¬
слѣдней крайности. Потомъ, когда совершилось преступное дѣло,
и нѣкоторые непотребные п развратные люди, поправъ законы,
ниспровергли статуи, п всѣхъ вовлекли въ крайнюю опасность,
такъ что, раздраживъ царя, мы стали бояться теперь за самую
жизнь, — насъ уже не тревожитъ болѣе потеря имущества, но,
вмѣсто всѣхъ тѣхъ рѣчей, я слышу другія: „пусть царь вовьметъ
наше достояніе; мы охотно откажемся и отъ полей и отъ имѣ¬
ній,—только бы обѣщалъ намъ спасти хоть голое тѣло8. Итакъ,
пока не объялъ насъ страхъ смерти, мы безпокоились о потерѣ
имущества; когда же произведены были тѣ беззаконныя буйства,
наступившій страхъ смерти изгналъ скорбь о потерѣ. Точно такъ,
если бы обладалъ душамп нашими страхъ геенны, не овладѣлъ бы
нами страхъ смерти; но какъ въ тѣлахъ, когда постигнутъ насъ
двѣ болѣзни, сильнѣйшая обыкновенно подавляетъ слабѣйшую,
такъ н тутъ случилось бы. Если бы былъ въ душѣ страхъ буду¬
щаго наказанія, онъ подавилъ бы всякій человѣческій страхъ,
такъ что, кто непрестанно будетъ памятовать о гееннѣ, тотъ съ
улыбкою станетъ смотрѣть па всякую сыерть; и это не только
освободитъ его отъ настоящей скорби, но избавитъ и отъ буду¬
щаго пламени. Кто всегда боптся геенны, тотъ нпкогда не впа¬
детъ въ огнь геенскій, потому что этотъ постоянный страхъ уму¬
дряетъ его. Позвольте мнѣ теперь благовремепно сказать вамъ:
братіи, не дѣти бывайте умы: но злобою младенстоуйте (1 Бор.
хіт, 20). Мы дѣйствительно питаемъ дѣтскій страхъ, когда боимся
смерти, а не боимся грѣха. Малыя дѣти пугаются масокъ, а не