Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОМУ МУЧВНИКУ ВАРЛААМУ. 729 щнхъ его, а это къ наградамъ и вышнимъ вѣнцамъ. А чтобы тебѣ
убѣдиться, что роскошь есть 8ло, равно какъ и намащеніе благо¬
вонными мастями, и пьянство, и неумѣренное употребленіе вина,
и роскошная трапеза, послушай, чтЬ говоритъ пророкъ: лютѣ,
спящій на одрѣхъ отъ костей слоновыхъ, и ласкосердствующіы на
стеляхъ своихъ, ядущіи козлища о и телцы отъ стадъ
млекомъ питаемы, піющіи проиѣженое вино, и первыми вонями
мажущійся (Амос. ѵі, 4—6). Если же это запрещалось въ вет¬
хомъ вавѣтѣ, то тѣмъ болѣе при благодати, гдѣ больше любомуд¬
рія. Это сказано мною какъ къ мужамъ, такъ и къ женамъ; по¬
прище общее,—нѣтъ различія пола въ станѣ Христовомъ, но одно
собраніе. И жены могутъ надѣвать броню, ограждать себя щи¬
томъ и бросать стрѣлу, какъ во время мученичества, такъ н въ
другое, когда требуется великое дерзновеніе. Какъ превосходный
стрѣлокъ, искусно бросивъ съ тетивы стрѣлу, приводитъ въ смя¬
теніе весь строй непріятелей,—такъ и святые мученики и всѣ по* «82
борники истины, противясь вознямъ діавола, съ языка своего,
какъ бы съ тетивы, искусно пускаютъ слова, и они, подобно стрѣ¬
ламъ, летящимъ по вовдуху, попадая въ невидимыя полчища бѣ¬
совъ, приводятъ въ смятеніе все ихъ воинство. То же самое про¬
изошло и съ блаженнымъ этимъ Варлаамомъ: простыми словами,
какъ бы летучими стрѣлами, онъ приводилъ въ смятеніе діаволь¬
скій станъ. Будемъ и мы подражать этому искусству. Не видите ли,
въ какомъ ивнеможеніи бываютъ возвращающіеся съ зрѣлищъ? А
причиною то, что они тщательно внимаютъ происходящему тамъ,
и оттуда они приходятъ, сохраняя въ душахъ своихъ и извраще¬
нія глазъ, и движенія рукъ, и круженія ногъ, и обравы всѣхъ по¬
казанныхъ видовъ извращенія мучимаго тѣла. Какъ же не нелѣпо, что
они на погибель души своей оказываютъ такую заботливость и
постоянно удерживаютъ въ памяти происходящее тамъ, а мы, имѣя
сравняться съ ангелами чревъ подражаніе вдѣшнему, не оказы¬
ваемъ равнаго съ ними усердія въ соблюденію сказаннаго? Нѣтъ,
прошу и умоляю, не будемъ такъ нерадивы о своемъ спасеніи, но
станемъ всѣ сохранять мучениковъ въ душахъ своихъ, съ ихъ сково¬
родами, съ котлами, съ прочими мученіями, и, какъ живописцы
часто очищаютъ картину, потемнѣвшую отъ дыма, отъ сажи и отъ
продолжительности времени, такъ и ты, возлюбленный, пользуйся
воспоминаніемъ о святыхъ мученикахъ: когда привходящія житей¬
скія заботы помрачатъ душу твою, ты очисти ее воспоминаніемъ
о мученикахъ. Если ты будешь имѣть это воспоминаніе въ душѣ
своей, то ни богатству не будешь удивляться, ни бѣдности не ста¬
нешь оплакивать, ни славы и власти не будешь восхвалять, и со¬
вершенно ничего изъ дѣлъ человѣческихъ—ивъ блистательныхъ не