Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
726 ТВ0РВН1Я СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. долгаго пребыванія въ темницѣ; когда же по выходѣ его діаволъ чревъ
служителей своего беззаконія вывелъ его на средину, то не привязалъ
его къ дереву и не окружилъ палачами, такъ какъ видѣлъ, что онъ
желаетъ этого и напередъ освоился съ мыслью объ этомъ наказанія;
но употребляетъ противъ этой башни нѣкоторое необыкновенное,
новое и неожиданное орудіе, которое могло бы произвести ея па¬
деніе: вѣдь онъ во всѣхъ случаяхъ старается больше обманомъ
свалить святыхъ, нежели мучить болію. Какое же это орудіе?
Приказавъ ему протянуть перевернутую навгничь руку надъ жерт¬
венникомъ, они положили на ней горячія уголья и ладоиъ, чтобы,
если онъ почувствуетъ боль и перевернетъ руку, то они вмѣнятъ
это ему въ жертвоприношеніе и отреченіе (отъ вѣры). Видишь ли,
какъ коваренъ діаволъ? Но посмотри, какъ запинала » въ коварствѣ ихъ (1 Кор. пі, 19) сдѣлалъ тщетными ковни его,
679 и самую напряженность разнообразныхъ хитростей обратилъ къ
возвышенію и умноженію большей славы мученику. Когда врагъ,
употребивъ безчисленныя злоухищреаія, отходитъ затѣмъ побѣж¬
деннымъ, тогда подвижникъ благочестія является еще болѣе слав¬
нымъ, какъ случилось и здѣсь. Блаженный Варлаамъ простоялъ,
не наклонивъ и не перевернувъ руку, какъ будто она была со¬
ставлена изъ желѣва, между тѣмъ какъ, если бы и перевернулась
рука, и тогда это не было бы виною мученика. 3. Здѣсь внимательно слушайте меня всѣ, чтобы убѣдиться,
что, если бы его правая рука и перевернулась, это не было бы
пораженіемъ. Почему? Потому, что какъ мы судимъ о тѣхъ, ко¬
торымъ терзаютъ ребра, или мучатъ какъ-либо иначе, такъ должно
судить и здѣсь. Если оии не выдержатъ и принесутъ жертву,
это вина ихъ слабости, что, не перенесши страданій, они принесли
жертву; если же оии, претерпѣвая мученія, заболѣютъ отъ стра¬
даній, но не измѣнятъ благочестію, то никто не обвиняетъ ихъ
ва эти болѣэни, но мы еще больше хвалимъ ихъ и удивляемся за
то, что они, и ивнемогая отъ страданій, вытерпѣли и не отреп¬
лись. Такъ и здѣсь: если бы блаженный Варлаамъ, не вынося со-
жиганія, обѣщался принести жертву, то былъ бы побѣжденъ; а
если бы рука его перевернулась, тогда какъ онъ не уступалъ, то
это не вина воли мученика: это произошло бы по немощи не воли,
но естества жилъ, соотвѣтственно ихъ силѣ, рука склонилась бы
отъ огня противъ воли святого. Какъ мы не осуждаемъ тѣхъ, ко¬
торымъ терзаютъ ребра, ва то, что разрывается ихъ плоть, или
лучше,—приведу болѣе близкій примѣръ,—какъ никто не станетъ
порицать страждущихъ горячкою и судорогами ва то, что изгибаются
ихъ руки, потому что это происходитъ не отъ ихъ изнѣженности,
но отъ болѣзненнаго жара, который истощаетъ влагу и неесте-