Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ ВАРЛААМУ. 725 доблестный подвижникъ Христовъ Варлаамъ поступилъ съ своею
рукою. Оиъ держалъ въ правой рукѣ цѣлый востеръ, и не под¬
дался боли, но оставался безстрастнѣе статуй; или—лучше—хотя н
испытывалъ боль н страдалъ,—такъ какъ у него было тѣло, а не
желѣво,—но, испытывая боль и страдая, показалъ въ смертномъ
тѣлѣ любомудріе безплотныхъ силъ. 2. Но чтобы эта исторія была болѣе ясна, я дальше начну
разсказъ объ его мученичествѣ, а ты посмотри на коварство діа¬
вола. Однихъ святыхъ онъ Ставилъ на сковороды, другихъ бро¬
салъ въ котлы, кипящіе сильнѣе огня, однимъ скоблилъ бока, ете
другихъ погружалъ въ море, иныхъ предавалъ звѣрямъ, другихъ
ввергалъ въ печь, однимъ раздроблялъ члены, съ другихъ еще съ
живыхъ сдиралъ кожу, инымъ подъ окровавленныя тѣла подлагалъ
уголья, и искры, попадавшія въ раны, тервали ихъ рѣзче всякаго
ввѣря, для кныхъ выдумывалъ иныя болѣе тяжелыя мученія. Но
видя, что все зто осталось осмѣяннымъ, и что страдальцы преодо¬
лѣвали это съ великою твердостію н приходившимъ послѣ нихъ
на тѣ же подвиги служили величайшимъ побужденіемъ къ муже¬
ству,—чтЬ онъ дѣлаетъ? Онъ придумываетъ новый родъ вогней,
чтобы неожиданностію н необычностію мученія низвергнуть душу
мученика, такъ какъ то, что знаемъ и о чемъ слыхали, будь оно
и невыносимо, бываетъ пренебрегаемо, какъ извѣстное уже н ожи¬
даемое, а неожиданное, хотя и легкое, бываетъ несноснѣе всего.
Итакъ, пусть будетъ новая борьба, и пусть будетъ необыкновенная
хитрость, чтобы новость и неожиданность, смутивъ подвижника,
легко уронили его. Что же онъ дѣлаетъ? Онъ выводитъ святого
изъ темницы связаннымъ. И то было дѣломъ его коварства, чтобы
не вдругъ съ самаго начала употреблять тяжелыя орудія и при¬
чинять страшныя мученія, но начинать борьбу съ меньшаго. Для
чего? Для того, чтобы, если подвижники будутъ поражены, пора¬
женіе ихъ было позорнымъ, потому что они не устояли и противъ
малаго; если же они преодолѣютъ и побѣдятъ, то чтобы, изнуривъ
силы свои на меньшемъ, были при большемъ легко одолимыми.
Поэтому онъ напередъ употреблялъ меныпія, чтобы, преодолѣетъ ли
онъ или не преодолѣетъ, не обмануться: если я преодолѣю, гово¬
рилъ онъ, то посмѣюсь; а если не преодолѣю, то сдѣлаю болѣе
слабыми для будущаго. Итакъ, онъ выводитъ его ивъ темницы, а
онъ вышелъ, какъ доблестный подвижникъ, долгое время упраж¬
нявшійся въ палестрѣ; н въ самомъ дѣлѣ темница для мученика
была школою борьбы, и тамъ, наединѣ бесѣдуя съ Богомъ, онъ
научился отъ Него всякой борьбѣ, потому что гдѣ такія узы,
тамъ и Христосъ. Итакъ, онъ вышелъ, сдѣлавшись болѣе крѣпкимъ отъ болѣе