Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
724 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГ0. сподѣ (1 Сол. ш, 8). И Моисей прежде него говорилъ Богу:
аще убо оставиши имъ грѣхъ, аще же ни, имя изъ книги твоея, въ нюже вписалъ еси (Исх. хххи, 32); я не
чувствую, говоритъ, вышней почести по причинѣ ихъ песчастія.
Общество вѣрвыхъ есть связное тѣло: какая же польза головѣ
быть увѣнчанною, когда ноги подвергаются мученію? 677 А какъ можно, скажешь, подражать теперь мученикамъ? Те¬
перь не время гоненія. Знаю это и я; не время гоненія, но
время мученичества; не время такихъ подвиговъ, но время вѣн¬
цовъ; не преслѣдуютъ люди, но преслѣдуютъ бѣсы; не гонитъ му¬
читель, но гонитъ діаволъ, который тяжелѣе всѣхъ мучителей;
ты не видишь предъ собою угольевъ, но видишь равженный пла¬
мень похоти. Они попирали уголья, а ты попирай огонь естества;
они боролись съ звѣрями, а ты обуздывай гнѣвъ, этого дикаго и
неукротимаго звѣря; они устояли противъ невыносимыхъ мукъ, а ты
преодолѣвай непристойные и порочные помыслы, изобилующіе въ
твоемъ сердцѣ,—такъ подражай мученикамъ. Нынѣ бо нѣсть наша
брань къ крови и плоти ,но къ началомъ, и ко властемъ и къ міро-
держателемъ тмы сея, къ духовомъ злобы (Ефес. п, 12). Похоть
естества есть огонь, огонь неугасимый и постоянный, есть песъ
бѣшеный и неистовый; хотя бы тысячи разъ ты отгонялъ его,
онъ тысячи разъ нападаетъ и не отстаетъ; жестовъ пламень угольевъ,
но этотъ—пламень похоти еще хуже; мы никогда не имѣемъ
перемирія въ этой войнѣ, никогда не имѣетъ отдыха въ настоящей
жизни, но борьба постоянная, чтобы и вѣнецъ былъ свѣтелъ. По¬
этому Павелъ всегда и вооружаемъ насъ, такъ какъ всегда время
войны, такъ какъ врагъ всегда бодрствуетъ. Хочешь гнать, что похоть
жжетъ не меньше огня? Послушай Соломона, который говорятъ:
ходити кто будетъ на угліехъ огненныхъ, ногъ а не сожжетъ ли;
тако входяй къ женѣ ближняго своею и всякъ ей безъ вины будетъ (Притч. ті, 28, 29). Видишь, что похоть по есте¬
ству своему соперничаетъ съ естествомъ огня? Бакъ невозможно
прикасающемуся къ огню не получить обжога, такъ взглядъ на
красивыя лица быстрѣе огня охватываетъ невоздержную на взгляды
душу; и чѣмъ служитъ для огня горючее какое-нибудь вещество,
тѣмъ красота тѣлесная для глазъ людей похотливыхъ. Посему не
должно давать огню похоти пищи—внѣшняго созерцанія, но вся¬
чески прикрывать его и погашать благочестивыми мыслями, обуз¬
дывая дальнѣйшее распространеніе пламени и не позволяя ему
сокрушать твердость нашего духа. И всякое удовольствіе, во время
преобладанія страстей, обыкновенно сильнѣе огня сожигаетъ душу,
если кто не будетъ мужественно, съ терпѣніемъ и вѣрою, проти¬
водѣйствовать каждой страсти, подобно тому, какъ блаженный я