Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
714 творенія СВ. іоанна златоустаго. столь великія блага, то какихъ даровъ не вовдастъ Онъ тѣмъ, предъ
кѣмъ Онъ—должникъ? Ничего Онъ не былъ прежде долженъ все¬
ленной: вси бо, говоритъ Павелъ, согрѣшигиа, и
славы Божія (Римл, ш, 23); или—лучше—за Нимъ въ долгу были
кавнь и мученія, н однако, будучи долженъ воздать намъ казни
и мученія, Онъ даровалъ жизнь вѣчную. Итакъ, если тѣмъ, кому Онъ
долженъ- былъ казнями, далъ Онъ царство, то чего не дастъ тѣмъ,
кому долженъ живнію вѣчною? Б&кими почестями не почтитъ Онъ
ихъ? Если ва ненавидившнхъ Его Онъ распался и пролилъ кровь,
то чего не сдѣлаетъ для тѣхъ, которые пролили кровь свою ва
Его исповѣданіе? Если отвращающихся и удаляющихся Онъ воз¬
любилъ такъ, что даже умеръ ва нихъ, то возлюбившихъ Его въ
высочайшей степени (ибо больши сея любве никто же , да
кто душу свою положитъ за други своя (Іоан, хг, 13)),—съ ка¬
кимъ приметъ Онъ благоволеніемъ и почитаніемъ? Подвижники
внѣшнихъ состязаній на одномъ и томъ же ристалищѣ и рато¬
борствуютъ, и побѣждаютъ, и провозглашаются побѣдителями, и
увѣнчиваются; но съ подвижниками благочестія бываетъ не такъ:
ратоборствовали они въ настоящемъ вѣкѣ, а увѣнчиваются въ бу¬
дущемъ; борятся съ діаволомъ и побѣждаютъ вдѣсь, а провозгла¬
шаются побѣдителями тамъ. И дабы вамъ убѣдиться, что это
справедливо, что не вдѣсь даются имъ вѣнцы, но тамъ ожидаютъ
ихъ всѣ дары, послушайте Павла, который говоритъ: подвигомъ
добрымъ подвизался, теченіе скончалъ, вѣру соблюдохъ: прочее со¬
блюдается мнѣ вѣнецъ правды; гдѣ и когда? Его оке воздастъ ми
Господь въ день онъ, праведный Судія (2 Тим. іѵ, 7, 8). Здѣсь онъ
состязался, а тамъ увѣнчивается; здѣсь побѣдилъ, а тамъ провоз¬
глашается. Послушайте, чтЬ и сегодня онъ ввиваетъ и говоритъ:
по вѣрѣ умрогиа сіи вси, не пріемиге обѣтованіи, но издалеча
видѣвгие я, и цѣловавше (Евр. хі, 13). Для чего же у подвижни¬
ковъ внѣшнихъ вмѣстѣ и побѣды и вѣнцы, а у подвижниковъ
благочестія побѣды и вѣнцы не вмѣстѣ, но на такомъ разстояніи
времени? Они подвивались, трудились вдѣсь, потерпѣли безчислен¬
ное множество ранъ, и Господь не тотчасъ увѣнчиваетъ ихъ? Не
тотчасъ, говоритъ (апостолъ),—потому что настоящая жизнь по
природѣ своей не вмѣщаетъ величія той чести; настоящій вѣк>
скоропреходящъ и кратокъ, а тотъ безпредѣленъ, безсмертенъ и
безконеченъ. Посему Господь и удѣлилъ труды вѣку краткому и времен¬
ному, а вѣнцы сохранилъ для нестарѣющагося и безконечнаго,
бвв чтобы и тяжесть трудовъ облегчалась, ограничиваясь краткостію
времени, и наслажденіе вѣнцами было постоянно н нескончаемо,
простираясь на вѣчность тѣхъ безпредѣльныхъ вѣковъ. Такимъ