Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
711 ВВОѢДА О МУЧЕНИКАХЪ. дикіе звѣри р&збѣгаются и скрываются въ свои пещеры, такъ и
когда свѣтъ мучениковъ озаряетъ наши души, всѣ болѣвнн ея
погребаются, и возгорается свѣтлый пламень любомудрія. А
чтобы намъ не только теперь, но и постоянно, и по окончаніи
настоящаго духовнаго зрѣлища, сохранять этотъ пламень, воз¬
вратимся и домой съ тѣмъ же самымъ благоговѣніемъ, не пускаясь
въ мѣста пьянства и блудодѣянія, въ опьянѣніе и пиршества. Вы
обратили ночь въ день, посредствомъ священныхъ всенощныхъ
бдѣній; не обращайте же опять дня въ ночь посредствомъ пьян¬
ства и невоздержанія и блудныхъ пѣсней. Ты почтилъ мучени¬
ковъ своимъ прибытіемъ, слушаніемъ, усердіемъ; почти же ихъ
и пристойнымъ возвращеніемъ домой, чтобы кто-нибудь, увидѣвъ
тебя безчинствующимъ въ мѣстѣ пьянства, не сказалъ, что ты
приходилъ не ради мучениковъ, а чтобъ усилить свою страсть,
чтобы удовлетворить порочной похоти. Говорю это, не препят¬
ствуя веселиться, но препятствуя грѣшить, не препятствуя пить,
а препятствуя пьянствовать. Не вино худо, но неумѣренность
порочна; вино есть даръ Божій, а неумѣренность — изобрѣтеніе
діавола. Итакъ, работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся ш
Ему съ трепетомъ (Пс. п, 11). Ты хочешь насладиться веселіемъ? Наслаждайся дома, гдѣ,
если и произойдетъ опьянѣніе, много прикрывающихъ,—а не въ
мѣстѣ пьянства, чтобы тебѣ не быть общимъ зрѣлищемъ для при¬
сутствующихъ и соблазномъ для другихъ. Говорю это, не при¬
казывая дома пьянствовать, но не проводить время въ мѣстахъ
пьянства. Представь, какъ смѣшно, — послѣ такого собранія,
послѣ всенощныхъ бдѣній, послѣ слушанія священнаго Писанія,
послѣ пріобщенія божественныхъ тайнъ и послѣ духовнаго лико¬
ванія, мужу или женѣ являться въ мѣстѣ пьянства я проводить
тамъ цѣлые дни. Раевѣ вы не внаете, какое положено наказаніе
пьянствующимъ? Они извергнутся иэъ царства Божія, лишатся
неизреченныхъ благъ и будутъ посланы въ вѣчный огонь. Кто
говоритъ это? Блаженный Павелъ: ни , говоритъ онъ, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы, Божія не наслѣдятъ (1 Кор. ѵі, 10). Что можетъ быть несчастнѣе пья¬
ницы, когда онъ ва малое удовольствіе лишится наслажденія та¬
кимъ царствомъ? Лучше сказать: даже и удовольствіемъ не мо¬
жетъ воспользоваться пьяница, потому что удовольствіе—въ умѣ¬
ренности, а въ неумѣренности — безчувственность. Кто не чув¬
ствуетъ, гдѣ онъ сидитъ или лежитъ, тотъ какъ можетъ чувство¬
вать удовольствіе отъ питья? Кто самаго солнца не можетъ ви?
дѣть отъ густого облака опьянѣнія, тотъ какъ можетъ наслаж¬
даться радостію? Мракъ его таковъ, что и лучи солнечные не въ