Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О ТОМЪ, ЧТО ОПАСНО ГОВОРИТЬ СЪ УГОДЛИВОСТЬЮ. 707 чусь о мнѣніи ихъ, если оправдаетъ Судія; и хотя бв всѣ восхва¬
лили и изумились мнѣ, опять для меия нѣтъ никакой польвн отъ
яхъ приговора, если Тотъ меня осуждаетъ. Всюду должно смотрѣть
на Того, и дѣлать въ отношеніи къ прегрѣшеніямъ то же самое,
что именно дѣлаемъ въ отношеніи къ тратѣ денегъ. Тотчасъ послѣ вбо
того, какъ встали съ постели, прежде чѣмъ пойдемъ на рынокъ
или займемся какимъ-либо частнымъ или общественнымъ дѣломъ,
призвавъ слугу, требуемъ отчетъ въ истраченномъ, чтобы внать,
чтЬ истрачено дурно, а что на должное, и какъ много осталось;
н если мы узнаемъ, что оставшагося—немного, то всячески при¬
думываемъ средства къ доходамъ, чтобы не быть незамѣтно истреб¬
ленными голодомъ. Итакъ, станемъ дѣлать это н въ отношеніи въ
нашимъ дѣламъ. Приввавъ нашу совѣсть, дадимъ ей отчетъ въ
словахъ, дѣлахъ, въ помышленіяхъ; наслѣдуемъ, чтб истрачено на
должное, а что—въ нашему вреду; какое слово истрачено дурно,
на поношенія, на сквернословіе, на оскорбленія; какая мысль по¬
будила главъ въ распутству; какой помыслъ, ко вреду нашему,
перешелъ въ дѣло, осуществленный или съ помощію рукъ, или—
языка, или—самыхъ главъ; и постараемся отстать отъ неумѣстной
траты, а вмѣсто того, что однажды истрачено дурно, постараемся
сберечь другіе доходы; вмѣсто словъ, произнесенныхъ безразсудно,
будемъ произносить молитвы, вмѣсто взоровъ, ставшихъ нецѣломуд¬
ренными, прибѣгнемъ въ милостынямъ, постамъ. Если мы намѣ¬
рены тратить неразумно, ничего не сберегая, не собирая себѣ
добра, то, впавъ Въ крайнюю бѣдность, незамѣтно стажемъ себѣ
наказаніе вѣчнымъ огнемъ. Итакъ, мы имѣемъ обыкновеніе давать
отчетъ въ деньгахъ около разсвѣта, а въ дѣлахъ, въ тонъ, что со¬
вершено нами послѣ того, какъ насталъ день, и во всемъ сказан¬
номъ потребуемъ отъ себя отчетовъ послѣ ужина и послѣ наступ¬
ленія самаго вечера, лежа на постели, когда никто не безпокоитъ,
когда ннкто не тревожитъ; и если увидимъ, что въ чемъ-либо со¬
грѣшили, то накажемъ совѣсть, сдѣлаемъ выговоръ уму, уязвимъ
разсудокъ такъ сильно, чтобъ болѣе мы уже не дерзнули, вставъ,
привести себя въ той же самой безднѣ грѣха, помня р вечерней
ранѣ. 5. Что это время болѣе удобно для такового требованія отче¬
товъ, послушай, чтб говоритъ пророкъ: яже глаголете въ. сердцахъ
вашихъ, на ложахъ вашихъ умилитеся (Исая, іѵ, 5). Многое по
наступленіи дня дѣлаемъ не такъ, какъ желаемъ; и друзья раз¬
дражаютъ, и слуги приводятъ въ неистовство, и жена огор¬
чаетъ, и дитя опечаливаетъ, и множество житейскихъ и обществен¬
ныхъ дѣлъ окружаетъ насъ; и не можемъ тогда понимать даже
н того, какимъ образомъ обманываемъ себя. Но, освободившись ■8ХАНІВ ОПВ. ЖУХ. АКАДВИП. 45*