Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
706 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛЛТ0У0ТАГ0. ивъ грѣшниковъ. Если же онъ не забывалъ о прощенныхъ пре¬
грѣшеніяхъ, то поразмысли, какъ онъ помнилъ о Божіихъ благо¬
дѣяніяхъ. И зачѣмъ я говорю о томъ, что память о грѣхахъ не
посрамляетъ? Не столь славными дѣлаетъ насъ память о добрыхъ
поступкахъ, какъ воспоминаніе о грѣхахъ; лучше же сказать:
воспоминаніе о добрыхъ поступкахъ не только не дѣлаетъ слав¬
ными, но даже исполняетъ стыда н осужденія; память же о грѣ¬
хахъ преисполняетъ насъ дерзновеніемъ и великою праведностью.
Кто говоритъ это? Фарисей и мытарь. Одинъ, объявивъ прегрѣ¬
шенія, возвратился оправданнымъ; другой же, объявивъ добрые
поступки, возвратился, ставъ ниже мытаря. Видишь, какой вредъ—
вспоминать о добрыхъ поступкахъ, — какая польза не предать
вабвенію прегрѣшенія? И весьма естественно, потому что кто
помнитъ о добрыхъ поступкахъ, тотъ увлекается высокомѣріемъ,
презираетъ остальныхъ людей, чтЬ именно и случилось съ фари¬
сеемъ, который не дошелъ бы до столь великаго тщеславія, не
сказалъ бы: «темъ, якоже прочій ч (Лук. хгш, 11), если бы
не помнилъ о своемъ постѣ и десятинѣ; память же о грѣхахъ
укрощаетъ умъ, убѣждаетъ быть смиренномудрымъ и чревъ сми¬
ренномудріе привлекаетъ Божіе благоволеніе. Послушай, прошу,
какъ и Христосъ повелѣваетъ намъ предавать вабвенію свои
добрые поступки. Еіда сотворите все это, яко раби пекмочимы есмы (Лук. хпі, 10). Ты говори о себѣ, что — непо¬
требный рабъ, — не я дѣлаю тебя непотребнымъ; если ты со¬
знаешься въ своей ничтожности, я дѣлаю тебя славнымъ н
увѣнчиваю. Видишь, сколькими доказательствами намъ засвидѣтельствовано,
что память о грѣхахъ доставляетъ пользу н что память о добрыхъ
поступкахъ приноситъ вредъ,—и, въ свою очередь, наоборотъ, что
за забвеніе грѣховъ навлекается наказаніе намъ, а за забвеніе доб¬
рыхъ поступковъ бываетъ намъ польза? Желаешь понять и съ дру¬
гой стороны, что величайшая добродѣтель—помнить о грѣхахъ?
Послушай Іова. Какъ онъ въ другихъ случаяхъ гордился, такъ и
при исповѣданіи прегрѣшеній, такъ именно говоря: аще же и со¬
грѣшая неволею ‘) не носрамихся народнаго множества, еже
не повлдатн грѣховъ моихъ (Іов. хххі, 33, 34). А чтб онъ гово¬
ритъ, имѣетъ такой смыслъ: никогда собраніе сорабовъ не привело
меня въ стыдъ. Какая польза отъ того, что б мнѣ не знаютъ люди,
когда Судія знаетъ все; какой вредъ отъ того, что они знаютъ о
допущенныхъ мною прегрѣшеніяхъ, когда Тотъ желаетъ освободить
отъ наказанія? И хотя бы всѣ осуждали, я нисколько не забо- О У св. I. Змт. доброфомпо.