Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
Б ВСѢ ДА О ТОКЪ, ЧТО ОПАСНО ГОВОРИТЬ СЪ УГОДЛИВОСТЬЮ. 705 прегрѣшеніяхъ, то умъ прыгаетъ, какъ бы какой неукротимый, моло¬
дой и непокорный конь. Но удержи его, обуздай, погладь рукою,
сдѣлай его кроткимъ, убѣди, что, если теперь онъ не исповѣдуется,
то будетъ исповѣднваться тамъ, гдѣ—бблыпее наказаніе, гдѣ—боль¬
шее безчестіе. Здѣсь судилище бевъ свидѣтелей, н ты—согрѣшив¬
шій—ведешь судъ съ собой самимъ; тамъ же всѣ грѣхи будутъ
приведены въ средину 8рѣлшца вселенной, если нанередъ не изгла¬
димъ ихъ 8дѣсь. Ты стыдишься сознаться въ прегрѣшеніяхъ? Стыдись
дѣлать грѣхи. Мы же, всякій разъ какъ дѣлаемъ ихъ, отважи¬
ваемся бевравсудно и безстыдно; а когда нужно бываетъ со¬
знаться, тогда стыдимся и медлимъ, между тѣмъ какъ должно
было бы дѣлать вто съ готовностью. Порицать за грѣхи не стыдъ,
но — справедливость и добродѣтель; если бы не было справедли¬
востью и добродѣтелью, то Богъ не назначилъ бы за вто награды. А что исповѣданіе имѣетъ награды, послушай, чтЬ говоритъ (Пи¬
саніе): глаголи ты беззаконія твоя прежде, да оправдншмся (Иса.
хьш, 26). Кто стыдится дѣла, благодаря которому становится
праведнымъ? Кто стыдится исповѣдать прегрѣшенія, чтобы уни¬
чтожить послѣднія? Ужели Господь для того повелѣваетъ со¬
знаться, чтобы наказать? Не для того, чтобы навагать, но—чтобы
даровать прощеніе. 4. Во внѣшнихъ судилищахъ за сознаніемъ слѣдуетъ наказа¬
ніе. Посему н псаломъ, предусматривая вто самое, чтобы кто-
либо, боясь наказанія послѣ исповѣданія, не сталъ отрицать
своихъ грѣховъ, говоритъ: исповѣдайт Господеви, яко благъ,
яко въ вѣкъ милость Его (сѵ, 1). Ужели Онъ не знаетъ твоихъ
прегрѣшеній, если ты не сознаешься? Итакъ, какого ты дости¬
гаешь успѣха чрезъ то, что не исповѣдуешься? Ужели ты можешь
остаться скрытымъ? Хотя бы ты не сказалъ, Онъ знаетъ; если
то ты скажешь, Онъ забываетъ, потому что вотъ Я—Богъ,
глаждаяй беззаконія твоя, и не помяну (Иса. хьш, 25). Видишь
'ян? Я не помяну, говоритъ, такъ какъ вто свойственно человѣ¬
колюбію; ты же вспомни, чтобы получить случай къ исправленію, в5»
Услышавъ вто, Павелъ самъ непрерывно вспоминалъ о тѣхъ грѣ¬
хахъ, о которыхъ Богъ не помнилъ, — вспоминалъ, тайъ именно
говоря: нѣсмъ достоинъ нарещися апостолъ, заме гонихъ Церковь
(1 Кор. хѵ, 9); и: Хргютосъ пргиде въ міръ гртоники спасти,
отъ нихже первый есмь азъ (1 Тим. і, 15). Не схавалъ: былъ,
но: есмь. Вовъимѣло мѣсто прощеніе грѣховъ отъ Бога, — а вос¬
поминаніе о прощенныхъ грѣхахъ не помрачалось у Павла; чтб
Господь изгладилъ, вто онъ самъ обнаруживалъ. Вы слышали про¬
рока, говорящаго: и не помяну, ты же помни. Богъ называетъ его
сосудомъ избранія (Дѣян, іх, 15), а онъ называетъ себя первымъ ТВОРИШЯ ОВ. ІОАННА ВНАТОѴОТАГО. АЗ