Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О ТОНЪ, ЧТО ОПАСНО ГОВОРИТЬ СЪ УГОДЛИВОСТЬЮ. 703 престанно бесѣдующаго о Божіемъ гнѣвѣ, имѣющаго подвергнуться
столь великому наказанію, если бы онъ промолчалъ? Итакъ, что
не полезно намъ—говорящимъ умалчивать объ этомъ, достаточно
научили насъ и пророкъ и апостолъ; а что и вамъ—слушающимъ
не полезно это, будетъ ясно ивъ слѣдующаго. Если бы я, умол¬
чавъ, скрывалъ молчаніемъ грѣхи, то по праву сталъ бы негодо¬
вать каждый, справедливо сталъ бы сердиться, если бы я и не
молчалъ; если же, сколько бы ни молчали мы теперь, во всякомъ
случаѣ тамъ грѣхи по необходимости обнаружатся, то—какая 657
польза могла бы быть отъ молчанія? Пользы—нийавой, а вредъ—
крайній. Всякій разъ, какъ я скажу теперь,—веду къ покаянію и
сокрушенію душевному; если же буду молчать, то здѣсь и не вспо¬
мнимъ о тѣхъ грѣхахъ, какіе допущены вами, и не раскаемся;
тамъ же увидимъ ихъ предъ глазами своими обнаженными и от¬
крытыми, и будемъ плавать безъ пользы и тщетно. 3. Итакъ, если во всякомъ случаѣ необходимо, чтобы или тамъ,
или здѣсь мы сокрушались о своихъ прегрѣшеніяхъ, то лучше—здѣсь,
а не тамъ. Откуда это ясно? Изъ пророческихъ словъ, изъ еван¬
гельскихъ. Пророкъ говоритъ: во адѣ кто исповѣстся Тебѣ (Нсал.
ѵі, 6)? Не потому, что не исповѣдуемся, но потому, что дѣлаемъ
это напрасно. Христосъ же научилъ этому самому и чрезъ притчу.
Былъ нѣкій бѣднякъ—Лаэарь, говоритъ Онъ; всюду былъ онъ
покрытъ струпьями (Лук. хп, 19), имѣя неизлѣчимую болѣзнь;
нѣкоторый же другой человѣкъ—богачъ не удѣлялъ бѣдняку даже
крошекъ. Впрочемъ гачѣмъ нужно излагать всю притчу? Вы знаете
всю эту исторію, о безчеловѣчіи богача, какъ онъ не удѣлялъ бѣд¬
няку отъ трапезы,—о бѣдности послѣдняго и голодѣ, съ которымъ
онъ непрерывно боролся. Но такъ въ здѣшней живни; а послѣ
того, какъ каждый умеръ, богачъ видитъ того бѣдняка на лонѣ
Авраамовомъ. И чтб говоритъ: отче Аврааме, послы ею (Лазаря),
да омочить концомъ перста своею языкъ мой, чтобы отдохнуть отъ
боли (—24). Видѣлъ ты воздаяніе? Онъ не удѣлялъ крошекъ,—
не получаетъ за то и капли воды. Въ тоже бо мѣру, говорится,
мѣрите, возмѣ рнтсявамъ (Мрк. іѵ, 24). Что же Авраамъ? Чадо,
воспріялъ есы благая твоя, и Лазарь злая; и нынѣ этотъ здѣ
утѣшается, ты же страждешы (Лук. хп, 25). Но,—чтб и изслѣ¬
дуется,—хотя люди сокрушаются изъ-за грѣховъ и перемѣняются
и, благодаря гееннѣ, дѣлаются лучшими, однако это нисколько
не приноситъ имъ пользы въ отношеніи въ облегченію мукъ пла¬
мени, такъ какъ отче, да послеши ею въ домъ мой,—говоритъ
тотъ,—чтобы онъ возвѣстилъ моимъ сродникамъ, даней тіи пріи¬
дутъ на мгьсто сіе (—27, 28). Самъ не получивъ благодѣянія, пы
тается доставить послѣ сйѣсеніе другимъ. Ты видѣлъ, какъ онъ