Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О ТОМЪ, ЧТО ОПАСНО ГОВОРИТЬ СЪ 7Г0ДЛИ В остью. 701 наноситъ ударъ, не получаетъ никакого ощущенія удара, а тотъ,
кого рѣжутъ, одинъ только онъ разрывается отъ болей; но при
врачеванія душъ бываетъ не такъ,—если только я сколько-нибудь
не ошибаюсь, о дѣлахъ прочихъ людей судя по моимъ собствен¬
нымъ,—но говорящій самъ прежде мучится отъ боли, всякій разъ
какъ упрекаетъ другихъ. Мы не такъ скорбимъ, обличаемые со
стороны другихъ; какъ обличая другихъ га грѣхи, въ которыхъ
мы виновны, потому что тотчасъ совѣсть начинаетъ порицать го¬
ворящаго, и то обстоятельство, что облеченный достоинствомъ
учительства впадаетъ въ одни и тѣ же съ учениками прегрѣшенія
и имѣетъ нужду въ тѣхъ же самыхъ обличеніяхъ, причиняетъ
говорящему болѣе горькую печаль. 2. И не безъ причины оплакиваю теперь ото, но, такъ какъ
многіе, не вынесши тяжести сказаннаго, по возвращеніи назадъ,
выражали недовольство, негодовали, говоря: ты отводишь насъ отъ
священной трапезы и прогоняешь отъ пріобщенія,—то по отой
причинѣ я и былъ вынужденъ сказать, чтобы вы поняли, что я
не отвожу, но скорѣе—собираю вмѣстѣ; не прогоняю и не удаляю,
но путемъ обличеній болѣе привлекаю къ себѣ. Страхъ предъ
возвѣщеннымъ наказаніемъ, падая на совѣсть грѣшниковъ такъ,
какъ—огонь на воскъ, уничтожаетъ и расплавляетъ нащи пре¬
грѣшенія, постоянно будучи въ дѣйствіи, а дѣлая умъ чистымъ
и блистающимъ, влагаетъ въ насъ бЬлыпее дерзновеніе; отъ дерз¬
новенія же и вслѣдствіе веселаго настроенія духъ можетъ сдѣ¬
латься болѣе склоннымъ къ непрерывному обіценію въ неиэречен-
пыхъ н страшныхъ таинствахъ. И подобно тому, какъ дающій
горькія лѣкарства людямъ, лишеннымъ аппетита, и очищающій
дурные соки пробуждаетъ въ нихъ потерянвнй аппетитъ, и про¬
изводитъ то, что они съ бЬлыпею готовностію касаются обычной
пищи,—точно такъ и говорящій горькія слова и очищающій ими
умъ отъ дурныхъ помысловъ и устраняющій тяжелое бремя пре¬
грѣшеній даетъ совѣсти возможность перевести дыханіе и про¬
изводитъ то, что она съ большимъ удовольствіемъ вкушаетъ Го¬
сподня Тѣла. Поэтому не негодовать должно ва то, чтО сказано,
а прославлять н хвалить. Если же нѣкоторые—очень немощны и не переносятъ этой на¬
шей защиты, то я могъ бы сказать имъ, что изъясняю вамъ не
свои собственные законы, а читаю письмена, сшедшія съ небесъ;
и необходимо, чтобы, когда мнѣ ввѣрено это служеніе, я или
сказалъ все съ дерзновеніемъ, чтЬ содержится въ нихъ, всюду
ища пользы для слушателей, а не удовольствія, или чтобы, боясь
ненависти слушателей, путемъ этой пеблаговременной угодливости,
пожертвовалъ и своимъ, и ихъ спасеніемъ. А что и для гово-