Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
700 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. «64 если вто разрываетъ царскую багряницу, и пятнаетъ грязью, то
онъ почти что оскорбляетъ царя, облеченнаго въ нее, — такъ,
конечно, н здѣсь: и тѣ, которые убили Тѣло Господне, и тѣ, ко¬
торые принимаютъ Его съ нечистою мыслію, равно оскорбляютъ
царское одѣяніе. Іудеи разорвали Его на крестѣ, оскверняетъ и
тотъ, кто принимаетъ Его съ нечистою душею, такъ что, хотя и
различны грѣхи, но одинаково оскорбленіе. Это многихъ потрево¬
жило, это многихъ смутило; уяввило совѣсть слушателей, лучше же
сказать: не только слушателей, но прежде, чѣмъ васъ, и меня—
говорящаго; обще наставленіе, общи раны; поэтому прилагаю и
общія врачества. Это было дѣло Божія человѣколюбія, чтобъ и
говорящій, и слушающіе подлежали однимъ и тѣмъ же законамъ,
были причастны одному и тому же естеству, чтобъ каждый былъ
одинаково отвѣтственъ въ томъ, что преступаетъ законъ. Для чего?
Для того, чтобы онъ предлагалъ уиревъ въ соразмѣрной степени,
чтобы сдѣлался снисходительнымъ къ согрѣшающимъ, чтобы, вспо¬
миная о своей собственной немощи, не причинялъ несноснаго
обличенія. Поэтому Богъ не свелъ съ небесъ ангеловъ и не при¬
ставилъ ихъ учителями къ человѣческому естеству, чтобы по при¬
чинѣ превосходства своей природы и по причинѣ невѣдѣнія чело¬
вѣческой немощи они не дѣлали упрековъ противъ насъ очень
безпощадно; но Онъ далъ смертныхъ людей учителями и священ¬
никами, людей, облеченныхъ немощію, чтобы одно и то же, винов¬
ность въ томъ же самомъ и говорящаго, и слушающихъ сдѣлалась
уздой для языка говорящаго человѣка, не позволяющею дѣлать
обвиненій свыше мѣры. И что это—истинно, самъ Павелъ, поло¬
жившій этотъ законъ, разъяснилъ намъ и причину, сказавши такъ:
всякъ бо первосвященникъ, отъ человѣкъ , человѣки поставляется, сострадати могій невѣжствующимъ и заблуот¬
дающимъ (Евр. г, 1, 2). По какому случаю и почему? Понеже и
той немощію обложенъ есть (—2). Видишь, что немощь дѣлается
основаніемъ къ состраданію и сродство естества не позволяетъ
упрекающему когда-либо впасть въ безмѣрность, хотя бы онъ
былъ одержимъ и большимъ соревнованіемъ? Но зачѣмъ я сва¬
ею залъ это? Чтобы вы не говорили: ты,—будучи чистъ отъ грѣховъ,
будучи свободенъ отъ скорби, происходящей по причинѣ упрека,—
съ великою силою наносишь намъ очень глубокую рану. Я прежде
чувствую боль, такъ какъ и самъ я подверженъ прегрѣшеніямъ.
Яко вси есмы во эпитиміахъ (I. Сир. ѵш, 6); и: никто не похва¬
лится чисто имѣти сердце (Притч. хх, 9). Итакъ, я сдѣлалъ тѣ
обличенія не потому, что любомудрствовалъ въ области чуждыхъ
мнѣ бѣдствій и не вслѣдствіе какого-либо безчеловѣчія, но дви¬
жимый великою заботливостью. При врачеваніи тѣлъ, тотъ, кто