Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ I. 7 кой, удивительной и достойной щедрости Давшаго. Итакъ, будемъ
слушать ихъ не поверхностно. Вѣдь и очищающіе руду, когда
бросятъ ее въ плавильную печь, вынимаютъ не только одни куски
золота, а съ великой тщательностію собираютъ и маленькія кру¬
пинки; такъ какъ и мы очищаемъ золото, извлеченное изъ апо- ів
стольскнхъ рудниковъ, не въ плавильню бросая, а влагая въ по¬
мышленія вашей души, не пламень вогжигая, а воспламеняя огонь
духа, то будемъ тщательно собирать и маленькія крупинки, по¬
тому что хоть и кратко изреченіе, но велико значеніе. Какъ дра¬
гоцѣнные камни получаютъ свою цѣну не отъ тяжести составнаго
вещества, а отъ красоты, такъ точно и чтеніе божественныхъ
Писаній. Явыческая наука, раскрывая много пошлостей и внушая
слушателямъ много пустяковъ, отпускаетъ ихъ съ пустыми ру¬
ками,, ни много ни мало не пріобрѣтшими себѣ чего-либо хоро¬
шаго. Благодать же Духа не такъ, а совершенно напротивъ: не¬
многими словами она внушаетъ любомудріе всѣмъ, кто внимаетъ
ей, и часто бываетъ достаточно взять отсюда одно только реченіе,
чтобы имѣть средства на весь путь жизни. 2. Если таково богатство, то воспрянемъ и трезвенною мыслію
воспріимемъ то, что будетъ сказано,, такъ какъ я намѣреваюсь
далеко углубиться словомъ. Многимъ кажется, что вышеуказанное
наставлевіе и не нужно, и излишне. Говорятъ: развѣ Тимоѳей самъ
по себѣ не могъ знать, чѣмъ надо пользоваться, а ожидалъ узнать
зто отъ учителя? Неужели учитель не только далъ повелѣніе, но
и запечатлѣлъ письменами, вырѣзавъ его какъ бы на мѣдномъ
столбѣ въ данномъ ему посланіи, и не постыдился написать объ
этомъ въ посланіи ученику, назначенномъ для народнаго чтенія?
(Это для того сдѣлано), чтобы тебѣ знать, что наставленіе не
только не излишне, но и необходимо и чрезвычайно полезно. И
зто,—т. е. что оно было не сказано только, а изложено въ пись¬
мена и чрезъ посланіе передано всѣмъ грядущимъ поколѣніямъ,—
не дѣло Павла, а благодати Духа. Перейду сейчасъ къ самому
доказательству. Въ самомъ дѣлѣ, на ряду съ указаннымъ нѣко¬
торые не меньше недоумѣваютъ и относительно еще другого, спра¬
шивая себя: для чего допустилъ Богъ, чтобы мужъ, имѣвшій такое
дерзновеніе, мужъ, кости и останки котораго изгоняли демоновъ,
подвергся такой болѣзни? Въ самомъ дѣлѣ, онъ не просто болѣлъ,
а всегда п безпрестанно, непрерывно слѣдовавшими другъ за дру¬
гомъ недугами, не дававшими ему отдыха даже на краткое время.
Откуда видно зто? Изъ самыхъ словъ Павла. Онъ не сказалъ:
.ради недуга", но: ради недуговъ, и не просто недуговъ, но ука¬
залъ и па ихъ непрерывность, говоря: частыхъ твоихъ недуговъ.
Пусть выслушаютъ зто тѣ, которые, подвергшись продолжительной