Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О МУЧЕНИКАХЪ И О СОКРУШЕНІИ И МИЛОСТЫНѢ. 697 прибавитъ въ втомт и будетъ призывать Его съ великимъ напря¬
женіемъ? Знаю, что душа ваша теперь разгорѣлась; но, чтобы намъ,
вышедши отсюда, не охладить атого жара, но удержать его въ
себѣ, сдѣлаемъ ато. Нива души вашей плодоносна, принимаетъ
сѣмена и тотчасъ даетъ колосья, не нуждается ни въ промедле¬
ніи, ни во времени;, но я боюсь вашего врага. Внѣ церкви стоитъ діаволъ; онъ не смѣетъ войти въ ату свя¬
щенную ограду, потому что гдѣ стадо Христово, тамъ волкъ не
показывается, но, боясь Пастыря, стоитъ внѣ. Когда мы выйдемъ
отсюда, не станемъ тотчауъ отдаваться непристойнымъ собраніямъ,
или празднымъ рѣчамъ и безполезнымъ занятіямъ, но, пока еще
держимъ въ памяти сказанное, поспѣшимъ домой, и каждый, сѣвши
съ женою и дѣтьми, пусть внимательно размыслитъ о сказанномъ. А если не хотите пойтн домой, то, собравъ дружески тѣхъ, кото¬
рые слушали вмѣстѣ съ вами, сядьте наединѣ, и, предлагая отъ
себя каждый то, чтб могъ сохранить, вторично составьте полное
поученіе, чтобы вамъ собираться сюда не напрасно. Повелѣнія 652
Божіи суть свѣтильникъ: свѣтилникъ заповѣдь закона, и свѣтъ,
и жизнь, и обличеніе, и наказаніе (Притч. ті, 23); а кто зажигаетъ
свѣтильникъ, тотъ не останавливается на торжищѣ, но спѣшитъ
домой, дабы не погасъ огонь отъ дуновенія вѣтра, дабы не ис¬
тощился пламень отъ долгаго промедленія; такъ точно поступимъ
н мы. Духъ Святый зажегъ намъ Свое ученіе, поэтому, вышедши
отсюда и будучи исполнены того, что слышали, съ другомъ ли, съ
родственникомъ ли, съ домашнимъ ли, или съ кѣмъ другимъ мы
встрѣтимся, пройдемъ мимо, чтобы, когда мы будемъ разговари¬
вать съ нимъ о лишнемъ н безполезномъ, не погасъ между тѣмъ
огонь ученія, но чтобы онъ пламенѣлъ въ душѣ, какъ въ домѣ,
и, горя въ возвышенныхъ помыслахъ, какъ бы на какомъ свѣ¬
тильникѣ, освѣщалъ все внутреннее. Подлинно, странно было бы—
видѣть душу, оставленную безъ ученія, тогда какъ мы никогда не
терпимъ видѣть вечеромъ домъ безъ свѣтильника и свѣта. Оттого
у насъ и происходитъ много грѣховъ, что мы не скоро зажигаемъ
свѣтильникъ въ душѣ; оттого мы и падаемъ каждый день, оттого
многое и лежитъ у насъ въ душѣ безъ пользы .и какъ случится,
что мы, выслушавъ божественныя изреченія, еще прежде, нежели
пройдемъ преддверіе церковное, тотчасъ бросаемъ ихъ, и, погасивъ
свѣтъ, ходимъ въ большомъ мракѣ. Но, если это было прежде, пусть послѣ того удю не будетъ;
постараемся имѣть постоянно горящій свѣтильникъ въ душѣ, и,
прежде чѣмъ домъ, будемъ украшать душу. Тотъ вѣдь остается
вдѣсь, а эту мы возьмемъ, и отходя отсюда; посему н должно удо-
стоивать ее бЪлыпаго попеченія. А теперь есть такіе жалкіе люди,