Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
694 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. литься, какъ ивъ источника? Самое представленіе о мученикѣ н
воспоминаніе о всемъ совершенномъ имъ. Какъ бѣдные, когда
увидятъ другихъ богатыми, достигшими высокихъ иваній, окружен¬
ными отъ тѣлохранителей, пользующимися у царя велпкою честію
изъ благосостоянія другихъ яснѣе повнавая собственную бѣдность,
проливаютъ слевы,—такъ точно и мы, когда вспомнимъ о дерзно¬
веніи мучениковъ, какое имѣютъ они предъ Царемъ всѣхъ—Бо¬
гомъ, о свѣтлости и славѣ ихъ, вспомнимъ также о собственныхъ
грѣхахъ, то изъ богатства ихъ яснѣе увидѣвъ собственную бѣд-
«49 ноетъ, сѣтуемъ и скорбимъ, познавая, какъ далеко мы отстоимъ
отъ. нихъ; вто и производитъ слевы. Для того Богъ и оставилъ
намъ здѣсь тѣла ихъ, чтобы, когда куча занятій и множество жи¬
тейскихъ заботъ наведетъ густой мракъ на нашу душу отъ част¬
ныхъ или общественныхъ дѣлъ (а ихъ такъ много), тогда, оставивъ
домъ, вышедши изъ города, простившись съ втимъ шумомъ, мы
удалились бы въ храмъ мучениковъ, насладились тамошнимъ ду¬
ховнымъ вѣяніемъ, забыли о множествѣ дѣлъ, утѣшились спокой¬
ствіемъ, побыли вмѣстѣ съ святыми, помолились Распорядителю
ихъ подвиговъ о нашемъ спасеніи, пролили многія моленія, и,
чревъ все вто сложивъ бремя съ своей совѣсти, возвратились опять
домой съ великою душевною радостію. Гробницы мучениковъ суть вичто иное, какъ безопасныя га¬
вани, источники духовныхъ водъ, сокровища богатства неистощи¬
мыя и никогда неисчерпаемыя. Какъ гавани, принимая корабли,
заливаемыя множествомъ волнъ, поставляютъ ихъ въ безопасность,
такъ точно и гробницы мучениковъ, принявъ наши души, зали¬
ваемыя житейскими дѣлами, поставляютъ ихъ въ великую тишину
и безонасность. И какъ источники холодныхъ водъ оживляютъ
тѣла, изнуренныя трудомъ и жаромъ, такъ точно и ати гробницы
прохлаждаютъ души, опаленныя неумѣстными страстями, и пога¬
шаютъ при одномъ на нихъ взглядѣ, и неумѣстную похоть, и изсу¬
шающую зависть, н пламенный гнѣвъ, и все другое, чтЬ ни трево¬
жило бы насъ. И сокровищъ онѣ гораздо лучше, потому что денежныя
сокровища подвергаютъ многимъ опасностямъ тѣхъ, кто находитъ
ихъ, и, будучи раздѣлены на многія части, отъ атого раздѣленія
уменьшаются; а здѣсь нѣтъ ничего такого, но въ противоположность
чувственнымъ сокровищамъ и пріобрѣтеніе безопасно, и раздѣле¬
ніе не производитъ уменьшенія. Тѣ, какъ я сейчасъ сказалъ, бу¬
дучи раздроблены на части, дѣлаются меньше; а ати, когда бу¬
дутъ раздѣлены между многими, тогда еще болѣе показываютъ
давое богатство. Таково естество предметовъ духовныхъ: они отъ
раздробленія увеличиваются, отъ раздѣленія умножаются. Не такъ
пріятны луга, представляющіе зрителямъ ровы и фіалки, какъ—