Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О МУЧЕНИКАХЪ И О СОКРУШЕНІИ И МИЛОСТЫНѢ. 693 на будущее о стремятся къ Распорядителю подвиговъ. Такъ и
блаженный Стефанъ очами вѣры соверцалъ Христа, и поэтому не
видѣлъ дождя камней, но вмѣсто нихъ исчислялъ награды и вѣнцы
(Дѣян, ѵіі, 55). Такъ и ты перенеси взоръ свой отъ настоящаго
къ будущему, н не получишь даже кратковременнаго ощущенія
бѣдствій. 2. Это и.больше того говорятъ мученики, и убѣждаютъ гораздо
больше, нежели мы. Въ самомъ дѣлѣ, когда я говорю, что мученіе
не заключаетъ въ себѣ ничего тяжкаго, то слова мои не кажутся
достовѣрными, такъ какъ разсуждать о подобномъ на словахъ ни¬
сколько не трудно; а мученикъ, говорящій дѣлами, не встрѣчаетъ
ни въ комъ противорѣчія. И какъ бываетъ въ баняхъ, когда ванна М8
наполнена горячею водою, н никто не осмѣливается спуститься
въ нее,—пока сидящіе на краяхъ побуждаютъ къ этому другъ
друга словами, то никого не убѣждаютъ; а когда одинъ кто-
нибудь изъ нихъ или опуститъ руку или, рагувъ ногу, смѣло бро¬
сится всѣмъ тѣломъ, то и молча, лучше говорящихъ много, убѣ¬
дитъ сидящихъ вверху спуститься въ ванну,—такъ н у мучениковъ:
здѣсь, вмѣсто ванны съ водою, предстоитъ костеръ. Такимъ образомъ
снаружи, стоящіе кругомъ, хотя бы увѣщевали безчисленными рѣ¬
чами, не очень убѣждаютъ; а когда одинъ кто-нибудь ивъ муче¬
никовъ не ногу только или руку спуститъ внизъ, но ввергнетъ
все тѣло, предлагая сильнѣйшій всякаго увѣщанія и совѣта опытъ
на самомъ дѣлѣ, то изгоняетъ страхъ изъ окружающихъ. Видите ли, сколько сильнѣе голосъ и безмолвствующихъ муче¬
никовъ. Поэтому Богъ и оставилъ намъ тѣла ихъ; поэтому они,
давно побѣдивъ, доселѣ еще не воскресли, но, хотя уже за столько
времени претерпѣли подвиги, еще не получили воскресенія, не
получили ради тебя и ради твоей пользы, чтобы и ты, помышляя
о такомъ подвижникѣ, возбуждался къ подобному подвигу. Имъ
самимъ нѣтъ никакого вреда отъ этого замедленія; а для тебя
происходитъ величайшая польза отъ этого обстоятельства. Они
впослѣдствіи получатъ то, чего не получаютъ нынѣ; а если бы
Богъ теперь же взялъ ихъ отсюда, то лишилъ бы насъ великаго
назиданія и утѣшенія, такъ какъ поистинѣ величайшее навидаше
и утѣшеніе бываетъ всѣмъ людямъ отъ гробовъ этихъ святыхъ.
Свидѣтели сказаннаго—вы сами. Часто мы угрожали, ласкали,
устрашали, увѣщевали васъ, но вы не оказывали такого усердія
къ молитвѣ и не возбуждались; а пришедши во храмъ мучениковъ,
не слыша ни отъ кого совѣта, увидѣвъ только гробъ святыхъ, вы
стали проливать обильные источники слезъ и стали горячи въ
молитвахъ. Мученикъ лежитъ безгласенъ, въ совершенномъ мол¬
чаніи: что же такое трогаетъ совѣсть и заставляетъ ручьи слезъ