Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
692 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. благъ они равночестны. Поэтому и Господь нашъ Іисусъ Хри¬
стосъ не въ городахъ только пребывалъ, а села оставлялъ пу¬
стыми и праздными, но прохождаше скчозѣ грады и , пропо¬
вѣдай Евангеліе, и исцѣляя всякъ недугъ и всяку язю (Лук. хш,
22; Матѳ, іх, 35). Ему подражая, и общіе нашъ пастырь и учи¬
тель оставилъ насъ и пошелъ въ тѣмъ, или—лучше—не оставилъ
647 насъ, уйдя къ нимъ, потому что ушелъ къ нашихъ братьямъ. И
какъ, когда совершался праздникъ Маккавеевъ, все село стеклось
въ городъ, такъ теперь, когда отправляется праздникъ тамошнихъ
мучениковъ, всему городу слѣдовало бы переселиться къ нимъ.
Для того Богъ и насадилъ мучениковъ не только въ городахъ, но
и въ самомъ селѣ, чтобы по случаю праздниковъ мы имѣли не¬
обходимый поводъ къ взаимному общенію, — и больше (мучени¬
ковъ) въ селѣ, нежели въ городѣ. Недостаточному Богъ далъ бо¬
лѣе обильную честь; это—немощнѣйшій членъ, потому онъ и по¬
лучилъ большее врачеваніе, такъ какъ живущіе въ городахъ по¬
стоянно пользуются ученіемъ, а живущіе въ деревнѣ не участвуютъ
въ этомъ изобиліи. Итакъ Богъ, утѣшая въ недостаткѣ учителей обиліемъ муче¬
никовъ, устроилъ, что у тѣхъ больше погребено мучениковъ. Они
не слышатъ непрестанно голоса учителей; эа то слышатъ голосъ
мучениковъ, который вѣщаетъ къ нимъ изъ гроба и имѣетъ*боль¬
шую силу. А чтобы убѣдиться, что мученики и молча имѣютъ
болѣе силы, нежели мы говорящіе, (вспомните, что) многіе, часто
бесѣдуя со многими о добродѣтели, не имѣли никакого успѣха,
другіе же молча совершили величайшія дѣла своею свѣтлою жизнію;
тѣмъ больше совершили это мученики, издавая не голосъ ивъ устъ,
но гораздо высшій изустнаго—голосъ самыхъ дѣлъ, которымъ они
бесѣдуютъ со всѣмъ человѣческимъ естествомъ, говоря такія слова:
посмотрите на насъ, какія мы потерпѣли бѣдствія. А что мы по¬
терпѣли, будучи осуждены на смерть и найдя вѣчную жи8нь? Мы
удостоились положить тѣла свои за Христа; но если бы мы те¬
перь не предали ихъ 8а Христа, то, спустя немного, должны были
бы и невольно разлучить ихъ съ временною живнію;- если бы му¬
ченичество не пришло и не взяло ихъ, то общая природная смерть
пришла бы и разрушила бы ихъ. Потому мы непрестанно благо¬
даримъ Бога, что Онъ удостоилъ насъ смертію, неизбѣжно необ¬
ходимою, воспользоваться ко спасенію нашихъ душъ, и то, что
составляетъ необходимый долгъ, принялъ отъ васъ, какъ даръ, и
притомъ съ величайшею честію. Однако мученія тяжкн и несносны?
Но они продолжаются краткій моментъ времени, а блаженство отъ
нихъ—безконечные вѣки; или—лучше—даже и на краткое мгнове-
піе времени эти мученія не тяжки для тѣхъ, которые взираютъ