Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА о мученинахъ и о сокрушеніи и милостынѣ,—сказана въ городѣ,
когда епископъ отбылъ на село для празднованія дня мучени¬
ковъ '). 8ЧЕРА день мучениковъ, и сегодня день мучениковъ; о, если 64*
бы и всегда нанъ совершать день мучениковъ! Если помѣ-
| шавшіеся на зрѣіищахъ и глазѣющіе на конскія ристалища, ■ никогда не насыщаются этими непристойными зрѣлищами,
то гораздо болѣе намъ должно имѣть ненасытимое расположеніе
въ праздникамъ святыхъ. Тамъ діавольское торжество, а здѣсь
христіанскій праздникъ; тамъ скачутъ бѣсы, а здѣсь ликуютъ
ангелы; тамъ погибель душъ, а здѣсь спасеніе всѣхъ собираю¬
щихся. Однако и тамъ есть нѣкоторое удовольствіе? Но не такое,
какое здѣсь. Что за удовольствіе—смотрѣть на воней, бѣгающихъ
тщетно и напрасно? А здѣсь ты видишь не запряжки безсловес¬
ныхъ, но безчисленныя колесницы мучениковъ и Бога, стоящаго
на этихъ колесницахъ и устремляющаго путь къ небу. А что
души святыхъ суть колесница Божія, послушай пророка, который
говорятъ: колесница Божія тмами темъ, тысящи гобзующихъ
(Пса*, ьхѵіі, 18). Чѣмъ одарилъ Онъ вышнія силы, тб даровалъ
и нашему естеству. Онъ сѣдитъ на херувимахъ, какъ и псаломъ
говоритъ: взыде на херувимы, и летѣ (Псал. хѵхі, 11); и еще:
сѣдяй на херувиміъхъ и видяй бездны (Дан. ш, 54). Это Онъ далъ также и намъ; на нихъ Онъ сѣдитъ, въ васъ обитаетъ: яко
люся и нохожду въ васъ(2Кор. ѵі, 16; Лев. ххѵі, 12). Они стали б4«
колесницею, мы храмомъ. Видишь ли сродство чести? Видишь ли,
какъ Онъ умиротворилъ горнее и дольнее? Поэтому мы нисколько
не отстали отъ ангеловъ, если захотимъ. Но, какъ я сказалъ
вначалѣ, вчера день мучениковъ, и сегодня день мучениковъ, не
тѣхъ, которые у насъ, но тѣхъ, которые въ селѣ, или—лучше—и
тѣ у насъ. Городъ и село въ дѣлахъ 'житейскихъ различаются
между собою, но въ отношеніи въ благочестію обобщаются и
имѣютъ единеніе. Не смотри на варварскій языкъ тамошнихъ
жителей, но—на любомудрую ихъ душу. Бакая польза отъ согла¬
сія въ рѣчи, когда мысли не согласны? И какой вредъ отъ раз¬
личія въ рѣчи, когда есть единеніе въ вѣрѣ? Въ этомъ отноше¬
ніи и село ничѣмъ не хуже города, потому что въ главномъ изъ *) Произнесена послѣ бесѣдъ о Маккавеяхъ и своимъ содержаніемъ вовбудвла въ
нѣкоторыхъ неудовольствіе, отвѣтомъ на которое была далѣе помѣщаемая бесѣда о
томъ, что опасно говорить въ народу съ угодливостью. ИЗДАНІИ ОПВ. ДПС. АКАДЕМІИ. 44*