Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ V. 69 статуя, осыпанная драгоцѣнными камнями, и, какъ бы еще на¬
звать, не энаю,—потому что не могу пріискать столь дорогого ве¬
щества, которому бы можно было уподобить это окровавленное
тѣло. Такъ плоть эта была несравненно драгоцѣннѣе всякаго и
самаго дорогого вещества, и раны—свѣтлѣе лучей солнечныхъ.
Лучи озаряютъ тѣлесный взоръ, а тѣ просвѣщаютъ очн ума нашего;
онѣ же совершенно ослѣпляютъ діавола. Ботъ почему діаволъ,
послѣ того пораженія, отступилъ, и—не являлся болѣе. Ты же,
возлюбленный, познай и отсюда, сколь велика бываетъ польза отъ
скорби. Пока праведникъ былъ богатъ и наслаждался покоемъ,
діаволъ имѣлъ поводъ клеветать на него; хоть п ложно, однакоже
могъ сказать: еда туне Іовъ чтитъ Господа (Іов. і, 9)? А какъ
отнялъ у него все и сдѣлалъ его бѣднымъ, то не смѣлъ уже и
устъ открыть. Пока Іовъ былъ богатъ, діаволъ обѣщалъ бороться
съ ннмъ, и грозилъ ниврипуть его; а какъ сдѣлалъ его бѣднымъ,
лишилъ всего, и повергъ въ крайнюю болѣзнь, тогда удалился.
Пока тѣло его было здраво, діаволъ поднималъ па него руки;
когда же покрылъ ранами плоть его, то, побѣжденный, обратился
въ бѣгство. Видишь, насколько для разсудительныхъ бѣдность лучше и
полезнѣе богатства, немощь и болѣвнь—здравія, искушеніе—спо¬
койствія, н насколько болѣе славными и сильными дѣлаютъ онѣ
подвижниковъ! Кто видѣлъ, кто слышалъ о столь чудесномъ состя¬
занія? Обыкновенные борцы, лишь только поразятъ въ голову
своихъ противниковъ, тотчасъ одерживаютъ побѣду и получаютъ
вѣнцы; а діаволъ, когда поразилъ тѣло праведника, покрылъ мно¬
горазличными язвами и довелъ до изпеможспія, тогда-то и побѣж¬
денъ былъ и отступилъ прочь; и хотя со всѣхъ сторонъ пронзилъ
ребра его, однако не добился этимъ ничего, потому что пе похи¬
тилъ хранившагося танъ сокровища, а для пасъ сдѣлалъ его
виднѣе, и сквозь эти отверстія далъ всѣмъ возможность смотрѣть
во внутренность (страдальца) и видѣть все богатство его. Когда
надѣялся онъ одержать верхъ, тогда-то и удалился съ великимъ
стыдомъ, н не испустилъ болѣе ни одного звука. Что случилось,
діаволъ? Для чего убѣгаешь? Развѣ не исполнилось все по твоему
желанію? Развѣ не истребилъ ты его овецъ, воловъ, коней и му¬
ловъ? Развѣ пе погубилъ и всѣхъ его дѣтей, и не изранилъ всей
плоти? Для чего же убѣжалъ ты? А вотъ для чего,—отвѣчаетъ
онъ: хотя исполнилось все по моему желанію, по то, чего я осо¬
бенно домогался и для чего сдѣлалъ все прочее, не исполнилось:
онъ пе произнесъ хулы на Бога! Для того, чтобы добиться этого,
я н дѣлалъ все другое; а какъ скоро этого не случилось, то мнѣ
нѣтъ никакой пользы отъ истребленія его богатства, погибели