Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О ЧВТВЕРОДНЕВНОМЪ ЛАЗАРѢ. 689 ожидаетъ его смерти, и долго медлитъ, и съ намѣреніемъ откла¬
дываетъ свое прибытіе, чтобы показать побѣду надъ смертію
прежде своей борьбы со смертію; Онъ откладываетъ на три дна,
для подтвержденія дѣйствительности смерти; въ присутствіи іудеевъ
открываетъ гробъ, чтобы сдѣлать вѣстниками чуда тѣхъ, которые
гнали Его; молитвою и призываніемъ Отца пробуждаетъ Лазаря,
чтобы не показалось, будто Онъ возстаетъ противъ законовъ Со¬
здателя. Посмотри и на ату особенность: Онъ не сказалъ: Ла¬
зарь оживи; но что? Лазаре, гряди вонъ (Іоан, хі, 43), чтобы
научить присутствующихъ, что Онъ — Тотъ, Который нарицаетъ
несущая, яко сущая (Римл, іг, 17), чтобы показать присутствую¬
щимъ, что Онъ — Богъ живыхъ, а не мертвыхъ, чтобы бдаговре-
менно покавать, что нѣтъ препятствій для божественнаго повелѣ-
нія, и напомнить предстоящимъ о Томъ, Который сказалъ: да бу¬
детъ твердъ, да соберутся воды въ собраніе едино, да прора¬ ститъ земля быліе травное, да изведутъ воды гады душъ живыхъ
(Быт. і, 6, 9, 11, 20). Лаваре, гряди ; ото—для умноженія и
укрѣпленія вѣры собравшихся, чтобы одежда и повязки свидѣ¬
тельствовали о смерти, а немедленное послушаніе и безпрепят¬
ственный страхъ воввѣстили о власти Господа. Лазаре, гряди
вонъ% и разложившійся всталъ, сгнившій сталъ чувствовать, мерт¬
вецъ повиновался, связанный побѣжалъ, и оплакиваемый запры¬
галъ. Но для чего Спаситель употребилъ въ настоящемъ случаѣ
громкое воззваніе? Евангелистъ говоритъ: сія рекъ, гласомъ вели¬
кимъ воззва: Лазаре, гряди вонъ (Іоан, хі, 43). Этимъ воззваніемъ
Онъ, можетъ быть, предъизобразилъ будущее воскресеніе; востру¬
битъ бо, схавано, имертвіи воскреснутъ (1 Кор. хѵ, 52). Много
и еще я могъ бы сказать объ втомъ, но меня отвлекаетъ другой
предметъ, и отъ гроба я принужденъ перейти ко гробу. Подлинно, благовременно сравнить гробъ Лазаря съ гробами, 644
и не неблаговременно, кажется, смерть женъ празднуется на
самомъ его гробѣ. Тамъ гробъ, и эдѣсь гробъ; но гробъ Лазаря
отвергаемый открываетъ силу Христову, а гробъ втихъ женъ за¬
ключенный и дѣйствующій проповѣдуетъ благодать Спасителя;
тамъ мертвый сверхъестественно выходящій нзъ гроба, 8дѣсь жены
неестественно прибѣгаютъ въ гробамъ; тамъ знаменіе божествен¬
ной силы, вдѣсь доказательство доблестной воли; тамъ Лазарь...
смерти», смѣло вступаетъ *); тамъ оживленіе послѣ смерти, вдѣсь
жизнь; тамъ смерть насильственно ограблена, здѣсь смерть явно
попирается; того (Лазаря) смерть, ссудивши жизнію, скоро опять
взяла назадъ, или—лучше—какъ сказано: пріягиа жены отъ воскре¬ *) Здѣсь текстъ рукописи испорченъ и даетъ лишь отрывочныя слова.
ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0У0ТАГ0. 41