Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТЫХЪ МУЧИНИЦАХЪ. 685 удивительно, что, принося жертву, она не имѣла нужды нн въ
жертвенникѣ; ни въ дровахъ, ни въ огнѣ, нн въ ножѣ, такъ какъ
стала всѣмъ, и жертвенникомъ, и дровами, и ноженъ, и огнемъ;
и одно и то же было жертвоприношеніемъ и крещеніемъ, несом¬
нѣннымъ болѣе обыкновеннаго крещенія. Объ этомъ говоритъ Па¬
велъ: сообразны быхомъподобію смерти ѣло (Римл, гі, 5); а о кре¬
щеніи мучениковъ 'уже не говоритъ: подобію смерти Ею, но:
сообразуемся смерти Ею (Филип. ш, 10). Итакъ, мать ввела доче¬
рей въ рѣку, какъ бы не въ рѣку намѣреваясь ввести ихъ, но
какъ бы вводя въ самые чертоги священные, 'ввела ихъ, держа
по обѣ стороны н говоря? се азъ и дѣти, яже ми даде Бою (Иса.
ѵіп, 18); Ты мнѣ далъ ихъ, Тебѣ я вручаю ихъ, достояніе мое и
саму себя. Такимъ образомъ мученичество этой жены было двоя¬
кое или лучше троякое: чрезъ саму себя однажды, и чрезъ двухъ
дочерей дважды она потерпѣла мученичество. И какъ намѣреваясь
броситься сама, она имѣла нужду въ великомъ терпѣніи, такъ
и увлекая за собою дѣтей, нуждалась въ другомъ такомъ же тер¬
пѣніи, или лучше, въ гораздо большемъ,—потому что жены обы¬
кновенно не такъ скорбятъ тогда, когда сами готовятся умереть,
какъ, когда дочери ихъ должны потерпѣть это. И она большее
потерпѣла мученичество чрезъ дочерей,—она сопротивлялась силѣ
самой природы, устояла противъ пламени материнскихъ мукъ, про¬
тивъ невыносимаго смятенія сердца' и противъ возмущенія утробы.
Если при- видѣ одной умирающей дочери жизнь считаютъ не въ
живнь, то эта, не умирающими у ней вдругъ видя двухъ дочерей,
но собственною рукою увлекая ихъ на смерть, представь, какія
показала на себѣ мученія; на самомъ дѣлѣ потерпѣвъ то, что для
другихъ невыносимо даже слышать. Воины, ничего не зная объ
этомъ, оставались въ надеждѣ взять ихъ опять, а онѣ уже были
съ воинами Христовыми, съ небесными ангелами; но стражи не
видали этого потому, что не имѣли очей вѣры. Павелъ говоритъ
о матери, что она спасется чадородія ради (1 Тим. и, 15); а
здѣсь дочери спаслись посредствомъ матери. Такъ матерямъ должно
рождать дѣтей. Подлинно, эти болѣзни рожденія лучше первыхъ;
хотя въ нихъ сильнѣе страданія, но больше пользы. Объ этнхъ
мукахъ рожденія энаютъ тѣ, которыя были матерями; онѣ знаютъ,
каковы муки — видѣть умирающими дочерей своихъ; но самой
собственноручно стать причиною ихъ смерти, это невыразимо боль¬
шая степень. 7. Но почему эта жена не пошла въ судилище? Она хотѣла
прежде сраженія получить трофей, прежде подвиговъ схватить
вѣнецъ, прежде борьбы получить награды, боясь не мученій, а
наглыхъ вэоровъ невѣрныхъ; она не боялась того, чтобы кто-ни-