Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
о святыхъ мтчкницххъ. 683 этому Онъ предсказывалъ это. И ради иной—третьей цѣли Онъ
предсказывалъ. Бакая же это именно? Та, чтобы сдѣлать подвигъ
болѣе легкимъ для находящихся на аренѣ, такъ какъ неожиданныя
бѣдствія, каковы бы они ни были, кажутся тяжелыми и невыно¬
симыми, а ожидавшіяся и напередъ обдуманныя бываютъ легкими
и удобными. Такимъ образомъ тогда враги, издавая такія пове-
лѣнія, и обнаруживали свою жестокость, и невольно подтверждали
пророчество'Христово; братья предавали братьевъ и отцы дѣтей;
самая природа возставала на саму себя, родство раздѣлялось
между собою, всѣ законы извращались до основанія, и все было
исполнено нѣкотораго смятенія и безпорядка, и бѣсы наполняли
тогда домы кровію родныхъ. Отецъ, предавшій сына, конечно и
убивалъ его; хотя онъ и не вонвалъ меча и не совершалъ убій¬
ства своею рукою, но намѣреніемъ совершалъ все, потому что кто
предалъ убійцѣ имѣющаго быть убитымъ, тотъ самъ совершилъ
убійство. Сдѣлаемъ же ихъ дѣтоубійцами, говорили бѣсы, сдѣлаемъ
дѣтей отцеубійцами посредствомъ предательства: а въ древности
приносились имъ такія жертвы, и отцы закалали дѣтей. Объ этомъ
взывалъ пророкъ, говоря: пожроша сыны своя и дщери своя бѣ-
совомя (Псал. сг, 37); и такой они жаждали крови! Такъ какъ Христосъ прекратилъ эти нечестивыя и отврати¬
тельныя жертвоприношенія, то они старались опять возобновить
ихъ, но не смѣли бевстыдво.н открыто скавать: закаляйте дѣтей
вашихъ,—потому что никто не сталъ бы слушаться,—а инымъ пу¬
темъ они проводятъ это повелѣніе и хитро выдумываютъ этотъ
законъ, приказавъ чревъ судей отцамъ предавать дѣтей. Для насъ,
говорятъ они, нѣтъ разницы, заколетъ ли кто самъ, или предастъ
на закланіе сына, потому что и тотъ и этотъ—дѣтоубійца. Итакъ,
можно было видѣть отцеубійцъ, дѣтоубійцъ, братоубійцъ, и все
исполненнымъ смятенія и безпорядка; во этн жены наслаждались
глубокимъ миромъ, потому что ихъ со всѣхъ сторонъ ограждала
надежда на будущее. Находясь и въ чужой странѣ, онѣ не были
на чужбинѣ: онѣ имѣли истинное отечество—вѣру, имѣли свой
городъ—исповѣданіе, и, питаясь благими надеждами, не чувство¬
вали ничего настоящаго, потому что взирали только на будущее.
Когда дѣла бцли въ такомъ положеніи, останавливается въ томъ
городѣ отецъ, имѣя при себѣ воиновъ для ловли добычи, оста¬
навливается отецъ и мужъ, отецъ этихъ дочерей и мужъ этой
жены, если только можно назвать отцомъ или мужемъ того, кто 638
служитъ такимъ дѣламъ. Впрочемъ, лучше пощадимъ его, сколько
возможно, такъ какъ онъ былъ отцомъ мученицъ и мужемъ му¬
ченицы,—не станемъ нашими обвиненіями дѣлать рану его болѣе
тяжкою.