Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТЫХЪ МУЧИНИЦАХЪ. 677 нихъ, т. е. человѣкоубійство? За ото, напротивъ, должно было
хвалить его, что именно онъ сохранилъ руку прелюбодѣя чистою
отъ крови. Ты не можешь скавать, что она самыми словами „я
сестра его“ увлекала египтянина къ оскорбленію, потому что, если
бы она и сказала „я жена его“, и въ такомъ случаѣ онъ не отсталъ бы. Это объяснилъ и самъ Авраамъ, схававъ: увидятъ тя, кутъ, яко жена ею сія, и убіютъ мя, тебе же снабдятъ (Быт.
хп, 12). Такъ, если бы она сказала, что она была женою его, то
совершилось бы и прелюбодѣяніе и убійство; но когда она ска¬
зала, что сестра, то убійство предотвращалось. Видишь, какъ ивъ взг
двухъ имѣвшихъ совершиться преступленій, онъ своею мудростію
устранилъ одно? Хочешь ли увнать, какъ онъ, по возможности съ своей сто¬
роны, уничтожилъ также и вину прелюбодѣянія, такъ что не до¬
пустилъ египтянина- сдѣлаться и совершеннымъ прелюбодѣемъ?
Выслушай опять внимательно самыя слова его: рцы, говоритъ, яко
сестра ему есмъ. Что говоритъ онъ? Взявшій сестру его не прелю¬
бодѣй, потому что прелюбодѣй судится по намѣренію. Такъ и Іуда,
вошедшій въ невѣсткѣ своей Ѳамари, не считался прелюбодѣемъ,
потому что вошелъ въ ней не какъ къ невѣсткѣ, но какъ въ блуд¬
ницѣ (Быт. хххуіп, 15). Такъ и здѣсь египтянинъ, имѣвшій взять
ее не какъ жену Авраама, но какъ сестру, не сталъ бы считаться
прелюбодѣемъ. Но, скажутъ, какъ это относится въ Аврааму, который
вналъ, что отдавалъ жену свою, а не сестру? И въ зтомъ онъ не
виновенъ. Если бы' египтянинъ, услышавъ, что она жена Авраама,
удержался бы отъ оскорбленія, то ты справедливо осуждалъ бы
праведника, а если имя.жены нисколько не могло помочь Саррѣ
въ отраженіи оскорбленія, какъ и самъ онъ сказалъ: рекутъ, яко
жена ею есть сія, и снабдятъ тебе, то тѣмъ болѣе надо хвалить
праведника за то, что въ такнхъ затруднительныхъ обстоятель¬
ствахъ онъ могъ и сохранить египтянина чистымъ отъ крови н,
по своей возможности, уменьшить вину оскорбленія. Обратимъ теперь слово и къ внуку его—Іакову, и ты увидишь,
что н онъ боялся и страшился смерти, человѣкъ съ юнаго возраста
показавшій апостольское любомудріе. Какъ Павелъ далъ законъ
ученикамъ говоря: имѣющее пищу и одѣяніе, сими доволни бу¬
демъ (1 Тим. ѵі, 3), такъ и онъ просилъ у Бога слѣдующаго: аще
дастъ ми Господъ хлѣбъ ясти, и ризу облещися, то довольно
намъ (Быт. ххпп, 20). Однако и онъ, не искавшій ничего больше
необходимаго, презрѣвшій домъ свой, получившій благословенія,
повиновавшійся матери, другъ Божій, мудростію пересилившій
природу (такъ какъ онъ, будучи вторымъ по природѣ, сталъ пер¬
вымъ по благословеніямъ), онъ, имѣвшій такую силу, бывшій столь