Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СВЯТЫХЪ МАККАВЕЯХЪ II. 671 вляло много боли, а она съ несмущеннымъ умомъ и свѣтлымъ со¬
знаніемъ естественно воспринимала яснѣйшее ощущеніе происхо¬
дившаго. И нужно было видѣть троякій огонь: одинъ—зажженной
тираномъ, другой—зажженный природою, третій—воспламененный
Духомъ Святымъ. Не такъ разжегі пень вавилонскій тиранъ, какъ
разжегъ печь этотъ тиранъ для матери; тамъ нищею огня были
нефть, смола,- охлопье и хворостъ; а здѣсь—природа, болѣзни
дѣторожденія, чадолюбіе, согласіе дѣтей. Не такъ терзались они,
лежа на огнѣ, какъ терзалась она отъ любви въ дѣтямъ; и однако
она побѣдила силою благочестія; природа боролась съ благодатію,
н побѣда осталась на сторонѣ благодати; благочестіе преодолѣло
болѣзни дѣторожденія, н огонь восторжествовалъ надъ огнемъ—
духовный надъ естественнымъ, разженнымъ жестокостію тирана.
Подобно тому какъ морская скала, принимая удары волнъ, сама
остается неподвижною, а волны разбиваетъ въ пѣну и легко уни¬
чтожаетъ, такъ точно н сердце этой жены, принимая удары скор¬
бей, какъ свала въ морѣ—волны, само оставалось непоколебимымъ,
а удары эти сокрушало мыслію твердою и исполненною любо¬
мудрія. Она старалась доказать тирану, что она—истинная мать
ихъ, а они—истинныя дѣти ея, не по сродству природы, а по 626
общенію въ добродѣтели; въ огнѣ думала она видѣть не вавнь,
а брачный свѣтильникъ. Не такъ радуется мать, украшая дѣтей
на бракъ, какъ радовалась она, видя ихъ казненными; и какъ
будто на одного надѣвая брачную одежду, другому сплетая вѣнки,
третьему приготовляя брачный чертогъ,—такъ она веселилась, видя
одного идущимъ на жаровню, другого бѣгущимъ на сковороду,
третьяго лишаемымъ головы. Все было полно дыма и смрада, и
всѣми чувствами она ощущала дѣтей,—глазами видя, слухомъ
слыша любезнѣйшія слова, самыми ноздрями принимая дымъ отъ
тѣлъ пріятный и непріятный, непріятный для невѣрныхъ, а для
Бога и для нея всего пріятнѣйшій, тотъ дымъ, который заражалъ
воздухъ, но не варавилъ сердца жены, потому чго она стояла
твердою и непоколебимою, терпѣливо перенося все происходившее. . Впрочемъ, уже время прекратить бесѣду, чтобы инъ были возданы
большія похвалы отъ общаго нашего учителя '). Пусть подражаютъ этой женѣ отцы, пусть соревнуютъ матери,
и жены, и мужья, и живущіе въ дѣвствѣ, и одѣтые въ рубища,
и облеченные въ золотыя цѣпи,—потому что какой бы мы ни до¬
стигли степени строгости въ жизни и любомудрія, любомудріе
этой жены идетъ впереди нашего терпѣнія. Поэтому никто изъ до¬
стигшихъ до высокой степени мужества и терпѣнія пусть не счи- *)*) Т. ѳ. епископа флапіапа.