Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СВЯТЫХЪ МАККАВЕЯХЪ I. 667 семи сыновей, умѣстно сказать о ней слѣдующее пророческое
изреченіе: ты же яко маслина плодовита въ дому Божіи (Псал.
ы, 10). На олимпійскихъ играхъ, гдѣ часто сходятся тысячи бой-
цевъ, вѣнецъ возлагается только на одного; а вдѣсь ивъ семи ра¬
тоборцевъ стало семь вѣнценосцевъ. Какую ниву можешь ты
показать мнѣ столь плодородную, какое чрево—столь плодовитое,
какое дѣторожденіе1 подобное этому? Мать сыновъ Зеведеевыхъ
сдѣлалась матерію апостоловъ, но—только двоихъ, а чтобы одно 62»
чрево произвело семь мучениковъ,—этого я не знаю; притомъ она
и сама себя приложила къ нимъ, сдѣлавъ прибавку не одной только
мученицы, но гораздо большаго числа. Изъ семерыхъ сыновей
стало только семь мучениковъ; а тѣло матери, придавшей и себя
къ нимъ, хотя было одно, но замѣняло собою дважды семь муче¬
никовъ, какъ потому, что она мучилась при каждомъ ивъ вихъ,
такъ и потому, что она же и ихъ сдѣлала такими, родивъ намъ
цѣлую церковь мучениковъ. Семерыхъ сыновей родила она, и ни
одного для вемли, но всѣхъ для неба, или—лучше—всѣхъ ихъ ро¬
дила для Царя небеснаго, въ живнь будущую. Итакъ, діаволъ вы¬
велъ ее на ратоборство послѣднею по той причинѣ, о которой я
выше схавалъ, т. е., чтобы, напередъ истощившись въ силахъ зрѣ¬
лищемъ мученій (сыновей своихъ), она сдѣлалась удобопобѣдимою,
выступивъ послѣднею противъ врага. Если люди, видя текущую
кровь, впадаютъ часто въ изнеможеніе, и много нужно пособій,
чтобы возвратить оставляющую ихъ живнь и отлетающую изъ
тѣла душу, то эта жена, видя такіе потоки крови, истекавшіе не
ивъ чуждаго, но ивъ сыновняго тѣла, чего не вытерпѣла, какого
смущенія не испытала въ душѣ? Итакъ діаволъ, какъ я выше
схавалъ, привлекъ ее на подвиги послѣ дѣтей для того, чтобы
она Сдѣлалась слабѣе, но произошло противное: она вышла на
подвиги еще съ большею бодростію. Отчего и почему? Потому,
что она уже не боялась и не безпокоилась за кого-нибудь ивъ
оставшихся при ней дѣтей, чтобы они, какъ-нибудь ослабѣвъ
духомъ, не лишились вѣнцовъ; но, какъ бы сложивъ всѣхъ ихъ
въ безопасное хранилище,—на небо, препроводивъ ихъ въ горнимъ
вѣнцамъ и неизмѣннымъ благамъ, она смѣло вышла на борьбу съ
великою радостію; и сама, приложивъ собственное тѣло въ сонму
дѣтей, какъ бы драгоцѣннѣйшій камень къ какому-либо вѣнцу,
отошла въ возлюбленному Іисусу, оставивъ намъ величайшее утѣ¬
шеніе и увѣщаніе, увѣщаніе дѣлами свонми—съ твердою душою
и возвышеннымъ умомъ принимать всѣ бѣдствія. Въ самомъ дѣлѣ,
какой мужъ, какая жена, какой старецъ, какой юноша можетъ
получить извиненіе или имѣть оправданіе, если страшится угро¬
жающихъ ему ва Христа опасностей, послѣ того, какъ жена пре-