Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
666 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. лось, когда убнв&ютъ его дѣтей. А эта жена преодолѣла власть
природы, простирающуюся и на разумныхъ людей и на безсло¬
весныхъ животныхъ, и не только не бросилась на голову тирана
и не нацарапала ему лица, видя терзаемыхъ дѣтей своихъ, но
показала такое чрезвычайное любомудріе, что даже сама приго¬
товляла для него безчеловѣчное пиршество, и тогда какъ первыя
дѣти еще были мучимы, укрѣпляла остальныхъ къ перенесенію
такихъ же страданій. 3. Пусть слушаютъ это матери, пусть подражаютъ мужеству
отой жены и любви ея къ дѣтямъ, пусть онѣ такъ воспитываютъ
дѣтей своихъ. Не родить только—дѣло матери: ото зависитъ отъ
природы, но воспитывать—дѣло матери, потому что ото зависитъ отъ
воли. А чтобы ты убѣдился, что не рожденіе дѣлаетъ ма¬
терію, но хорошее воспитаніе ихъ, послушай Павла, который удо-
стоиваетъ вѣнца вдову не за рожденіе, а за воспитаніе дѣтей.
Сказавъ: вдовица да причитается не менты лѣтъ шестидеся¬
тыхъ бывши, въ дѣлѣхъ добрыхъ свидѣтельствуема, онъ указалъ
потомъ на главное ивъ добрыхъ дѣлъ. Какое же именно? Аще
чада воспитала есть, говоритъ; не схавалъ: если она родила
дѣтей, но: аще чада воспитала есть (1 Тим. г, 9, 10). Предста¬
вимъ же, что должна была вытерпѣть эта жена, — если только
должно назвать ее женою,—которая видѣла, какъ пальцы (сына ея)
трепетали на горячихъ угольяхъ, голова спадала, желѣзная рука
ложилась на голову другого сына и сдирала съ нея вожу, и между
тѣмъ страдалецъ еще стоялъ и разговаривалъ. Бакъ она могла
раскрыть уста? Какъ могла двигать явивъ? Какъ душа ея не вы¬
летѣла ивъ тѣла? Какъ?—Я объясню это. Она не смотрѣла на вемлю,
но готовилась только къ будущему; она боялась только одного,
чтобы тиранъ не сдѣлалъ пощады и раньше не превратилъ борьбы,
чтобы не расторгъ сонма дѣтей ея, чтобы нѣкоторые ивъ нихъ не
остались неувѣнчанными. А что она итого боялась, видно изъ
того, что послѣдняго сына она почти руками своими ваяла и по¬
ставила на жаровню, употребивъ вмѣсто рукъ словесное къ нему
увѣщаніе и наставленіе. Мы не можемъ безъ скорби слышать и
о чужихъ бѣдствіяхъ, а она бевъ скорби смотрѣла на собствен¬
ныя. Будемъ же не просто слушать объ атомъ, во каждый ивъ
слушателей пусть перенесетъ всѣ зти печальныя событія на сво¬
ихъ собственныхъ дѣтей; пусть представитъ любевныя лица ихъ
и, представивъ предъ собою своихъ возлюбленныхъ, пусть припи¬
шетъ имъ зти страданія,—тогда онъ и пойметъ хорошо силу ска¬
заннаго; или—лучше—и тогда не пойметъ вполнѣ, потому что соб¬
ственныхъ страданій не можетъ изобразить никакое слово, а
только опытъ даетъ о нихъ понятіе. Теперь, послѣ увѣнчанія