Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
664 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. щійся съ бѣсами не имѣетъ нужды ни въ крѣпкомъ тѣлесномъ
сложеніи, нн въ цвѣтущемъ возрастѣ, но, хотя би онъ былъ весьма
молодъ, или достигъ до крайней старости, а имѣлъ бы душу до¬
блестную н твердую,—отъ возраста онъ нисколько не терпитъ вреда
въ подвигахъ. 2. Что и говорить о старцѣ и юношѣ, когда п женщины вы¬
ходили на эти подвиги н получали свѣтлые вѣнцы? На мірскія
ратоборства, требующія извѣстнаго и возраста, и пола, и званія,
не допускаютъ ни рабовъ, ни женщинъ, ни стариковъ, ни дѣтей;
а здѣсь поприще со всею свободою открыто для всякаго звапія,
для всякаго возраста н для всякаго пола, дабы ты погналъ іцедро-
дательность и неивреченную силу Учредителя этого подвига и
видѣлъ на самомъ дѣлѣ подтвержденіе апостольскаго изреченія: сила Его въ немощи совершается (2 Кор. хн, 9), потому что, когда
дѣти и старцы оказываютъ силу сверхъестественную, то совершенно
ясно видна благодать дѣйствующаго въ нихъ Бога. А чтобы ты убѣдился, что эта внѣшняя (тѣлесная) немощь
подвижниковъ дѣлаетъ нхъ еще болѣе славными вѣнценосцами,
мы теперь, оставивъ старца и отроковъ, представимъ слабѣйшую
ихъ, женщину, престарѣлую, мать семерыхъ дѣтей, потому что
и болѣзни рожденія служатъ не малымъ препятствіемъ къ такимъ
подвигамъ. Чтб же прежде всего достойно въ ней удивленія?
Слабость ли пола, или преклонность возраста, или удобораздра-
жаемость (материнскаго) сочувствія? И это все—великія препят¬
ствія къ подвигу, требующему такого терпѣнія. Но я могу ска¬
зать и еще нѣчто другое, важнѣйшее этого, игъ чего мы увидимъ
его и мужество жены, и все коварство діавола. Что же это такое?
Посмотри на злобу нечистаго бѣса: онъ ее не прежде всѣхъ
извлекъ на поприще, но послѣ дѣтей вывелъ ва подвиги. Для
чего? Для того, чтобы, мученіями семерыхъ дѣтей предварительно
помутивъ ея разсудокъ и сокрушивъ крѣпость души, послѣ того,
какъ отъ зрѣлища сыноввихъ страданій истощатся ея силы, 'по¬
томъ легко побѣдить ее, уже изнемогшую. Не ва то смотри, что
они терпѣли мученія, но замѣть то, что она при каждомъ ивъ
нихъ чувствовала тягчайшія страданія и съ каждымъ изъ нихъ
подвергалась смерти. То, что говорю я, хорошо знаютъ тѣ яюн-
щины, которыя испытали болѣвни дѣторожденія и сдѣлались ма¬
терями. Часто мать, видя свое дитя страждущимъ горячкою,
готова бываетъ вытерпѣть все, и даже перевести пламя болѣвни
изъ его тѣла на саму себя: такъ матери считаютъ страданія дѣ¬
тей болѣе несносными, нежели свои собственныя бѣдствія. Если
же это справедливо, какъ и дѣйствительно справедливо, то эта
мать терзалась страданіями дѣтей сильнѣе самнхъ дѣтей, и боль¬