Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
660 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГО. объеылетъ сѣтію боговѣдѣвія всякій языкъ; а мы сегодня послу¬
шаемъ и безъязычнаго оратора, защищающаго благочестіе, потому
что онъ, какъ нѣкоторая цитра, безъ кольца, прославляетъ Соз¬
дателя. Итакъ, пусть скажетъ и блаженный Романъ: языкъ
трость книжника скорописца (Пс. хыѵ, 2). Какой языкъ? Не
тотъ, который отняло желѣво, но тотъ, который изваяла благо¬
дать Духа, потому что, когда исторгнутъ былъ языкъ, то благо¬
дать Духа заняла его мѣсто. Имѣли и апостолы языки, но, чтобы
явилась сила Дѣйствующаго, бреніе бездѣйствовало, а говорилъ
огонь небесный. Имѣло и Моисеево писаніе образъ того, чтб выше
слова: у вето купина и огонь. Огонь апостольскій въ купинѣ
прообразовалъ звуки проповѣди и голосъ дается бездушному,
чтобы повѣрили ему, когда онъ коснется одушевленныхъ орудій.
Если прикосновеніе этого огня сдѣлало и бездушное говорящимъ,
то не долженъ ли онъ былъ, наполнивъ души разумныя, своимъ
прикосновеніемъ извлечь изъ нихъ самую стройную пѣснь? Этой
благодати былъ причастникомъ и славный Романъ, который, и
но отсѣченіи языка, обличалъ мучителя яснѣйшимъ голосомъ.
Этотъ мучитель никакъ не поспѣшилъ бы отсѣчь Я8ыкъ, если бы
не боялся токовъ обличеній, еслибы не страшился потока пропо¬
вѣди, еслибы не надѣялся усмирить волны евангельскаго красно¬
рѣчія. Но посмотримъ, чго заставило мучителя пойти на такую
дерзость. 3. Нѣкогда нечестивецъ, принесшій жертву бѣсамъ, преис¬
полненный дыма и смрада жертвъ .и оскверненный каплями не
честія, поспѣшно шелъ къ церкви и, неся предъ собою окровав¬
ленную сѣкиру, искалъ безкровнаго жертвенника для беззаконнаго
священнодѣйствія. Но неистовство мучителя не утаилось отъ му¬
ченика: тотчасъ, выбѣжавъ въ преддверіе, онъ удерживаетъ уже
несущійся разливъ нечестія, и какъ искусный кормчій, видя, что
море устремляется на носъ корабля, не остается въ бездѣйствіи,
но быстро перебѣгаетъ чрезъ весь корабль и, рулемъ приведши
въ движеніе корму, ставитъ судно прямо противъ волнъ и, при¬
поднявъ часть его, находившуюся въ опасности, разсѣкаетъ гро¬
мадную волну и съ нѣкоторымъ искусствомъ боровдитъ взволно¬
ванное море,—такъ сдѣлалъ и блаженный Романъ. Когда море
идолопоклонства ревѣло богохульствомъ, и неистовствовало противъ
корабля церковнаго, и изрыгало на жертвенники пѣну крови, онъ
одинъ вооружается противъ бушующаго моря и, видя, что корабль
находится въ крайней опасности, пробуждаетъ находящагося на
кораблѣ Владыку, пробуждаетъ Его, уснувшаго сномъ долготер¬
пѣнія. Онъ видитъ море, возмущаемое противными вѣтрами, и
произноситъ слова бѣдствовавшихъ учениковъ: наставниче, спаси.