Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О СВ. МУЧЕНИКЪ РОМАНѢ II. 659 предварившій душу въ сонмахъ мучениковъ! О, уста, породившія
сокровеннаго мученпва! О, явивъ, имѣвшій жертвенникомъ уста!
О, уста, имѣвшія жертвою явыкъ! Никто не зналъ, доблестный
мужъ, что ты въ устахъ твоихъ имѣешь храмъ, храмъ, въ кото¬
ромъ ты закладъ необычнаго агнца,—единокровный языкъ. 2. Какой же ораторъ достойно увѣнчаетъ твои добродѣтели?
Ты получилъ отъ природы языкъ, но ты воспиталъ изъ него му¬
ченика; ты получилъ уста, хранилище языка, но ты устроилъ
изъ устъ жертвенникъ для явыка; ты получилъ кольцо, чтобы
извлекать звуки, но ты показалъ его колосомъ отсѣкаемымъ; ты
получилъ явыкъ, служителя словъ, но ты принесъ его въ жертву
Христу, какъ непорочную овцу. Какимъ же приличнымъ назва¬
ніемъ я почту явыкъ твой? Какимъ именемъ украшу языкъ твой?
Палачи приложили къ нему желѣзо, а онъ, подобно связанному
Исааку, не отскочилъ, но, лежа въ устахъ, какъ на жертвенникѣ,
съ радостію принялъ ударъ, научая ленки людей, что имъ должно
не только говорить ради Христа, но и быть усѣкаемыми. Ты,
доблестный мужъ, восхитилъ честь равную жертвоприношенію
патріарха, принесши единородную отрасль языка вмѣсто едино¬
роднаго сына. Посему прекрасно Христосъ насадилъ тебѣ другой
языкъ, потому что нашелъ тебя добрымъ воздѣлывателемъ преж¬
няго; прекрасно даровалъ Онъ тебѣ языкъ безтѣлесный, потому
что ангельской душѣ не былъ приличенъ плотскій; прекрасно
воидалъ Онъ тебѣ воздаяніе за языкъ: ты принесъ языкъ свой въ
жертву Владыкѣ, а Онъ уплатилъ за него витійствующимъ голо¬
сомъ; и произошло между языкомъ и Христомъ взаимное согла¬
шеніе: языкъ отсѣкается за Христа, а Христосъ говоритъ вмѣ¬
сто явыка. Гдѣ теперь у насъ Македоній, сражающійся противъ Утѣши¬
теля, подавшаго дарованіе языковъ? А что я не лгу, прилагая
Божеству Утѣшителя благодатные дары, свидѣтель намъ блажен¬
ный Павелъ, который нынѣ взываетъ къ вашему вниманію:
сія дѣйствуетъ единъ и тоЛжде Духъ, раздѣляя властію
муждо якоже хощетъ (1 Кор. хи, 11); якоже говоритъ, . а не какъ ему повелѣвается. Но, чтобы, дѣлая какія-нибудь при¬
бавленія въ этимъ словамъ, не завалить намъ вашей памяти
множествомъ, запомнимъ одно это сильное изреченіе объ Утѣши¬
телѣ, и такимъ образомъ выйдемъ отсюда, презирая тѣхъ, но
снисходя пока къ заблуждающимся и покланяясь Божеству Утѣ¬
шителя. Итакъ, пророческая труба, предъуказывая вселенское
•согласіе о Христѣ, говорила: яко познаютъ Мя, отъ мала ихъ
даже и до великаго ихъ (Іер. хххі, 34), и языкъ исповѣстся .Богови истинному (Исая, хьт, 23). Пророкъ, какъ я сказалъ, ■8ДАНІЕ ОПВ. ДПС. ДКДІКММ. 42*