Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О СВ. МУЧЕНИКЪ РОМАНЪ I. 655 лнкое утѣшеніе и побужденіе къ терпѣнію. Таково обыкновеніе
у Бога издревле и съ самаго начала: то, что діаволъ замыслитъ
противъ насъ, Онъ обращаетъ на его голову н устрояетъ къ на¬
шему спасенію. Смотри: тотъ изгналъ человѣка изъ рая, а Богъ
открылъ ему небо; тотъ лишилъ его-владычества земного, а Богъ
далъ ему царство небесное и помѣстилъ наше естество на цар¬
скомъ престолѣ. Такъ всегда Онъ даетъ блага, большія тѣхъ,
какія діаволѣ старается отнять. А дѣлаетъ Онъ вто для того,
чтобы заставить его быть медленнѣе въ козняхъ противъ насъ, а
насъ научить никогда не бояться его ухищреній, какъ и гдѣсь
случилось съ мученикомъ. гДіаволъ надѣялся лишить его голоса,
а Богъ даровалъ ему гораздо лучшій и превосходнѣйшій, потому
что не одно и то же было—говорить съ языкомъ и—безъ языка:
то было дѣло естественное и общее для всѣхъ, а ото сверхъ¬
естественное и принадлежащее только ему одному. Если бы даже
мученикъ и остался безгласнымъ по отсѣченіи явыка, и тогда у
него выполнены были бы всѣ условія борьбы и вѣнецъ былъ бы
готовъ, потому что величайшимъ пораженіемъ діавола и яснымъ
доказательствомъ его было самое отсѣченіе языка. Если ты, сквер- ви
ннй и всескверный, не боялся яшка, то для чего ты отсѣкъ его?
Для чего ты не оставилъ орудія борьбы, но затворилъ ристалище?
Бакъ если бы кто, желая состязаться въ борьбѣ, но получивъ
тяжкія раны, и наконецъ, не въ состояніи будучи противиться,
приказалъ отрубить руки противнику, и такимъ образомъ сталъ
бить его, то не нужно было бы другого доказательства для того,
чтобы присудить побѣду тому, у кого отрублены руки,—такъ точно
и въ отношеніи въ мученику отсѣченіе явыка было яснѣйшимъ
изъ всѣхъ доказательствомъ побѣды надъ діаволомъ. Хотя ягыкъ
былъ смертенъ, но такъ какъ онъ наносилъ діаволу безсмертныя
раны, то поэтому діаволъ весь и дышалъ гнѣвомъ противъ него,
подвергая самого себя большему посрамленію, а мученику доставляя
свѣтлѣйшій вѣнецъ, потому что какъ удивительно—видѣть дерево
бевъ корня и рѣку бевъ источника, такъ и—голосъ безъ явыка. 4. Гдѣ теперь тѣ, которые не вѣруютъ въ воскресеніе тѣлъ?
Вотъ голосъ и умеръ и воскресъ, и въ одно мгновеніе времени
произошло то и другое. Это даже гораздо больше воскресенія
тѣлъ, потому ‘ что тамъ естество тѣлъ остается, а разрушается
только ихъ сочетаніе, а здѣсь самое основаніе голоса было истреб¬
лено, и однако онъ опять сталъ еще болѣе свѣтлымъ. Если ты
отнимешь отъ флейты дульца, то этотъ инструментъ будетъ по¬
томъ безполезнымъ; но не такова флейта духовная,—напротивъ,
даже лишенная языка, она не только не была безгласною, но
додавала пѣснь еще болѣе благозвучную и таинственную и съ