Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
слово о св. мгчваикъ романѣ і. 653 нуждали каждаго принести въ жертву душу на жертвенникахъ,
отречься съ клятвою отъ своего Господа, подчиниться тираніи
бѣсовъ, служить губителямъ и врагамъ нашего спасенія—бѣсамъ,
что было тягостнѣе и несноснѣе тысячъ смертей и всякой геенны
для душъ христолюбивыхъ. Тогда-то, когда многіе были потопляемы,
и буря усиливалась, н многіе терпѣли кораблекрушеніе, этотъ бла¬
женный Романъ, пройдя въ среду ихъ, разсудилъ не тотчасъ пре¬
дать самого себя опасностямъ, но напередъ устрашенныхъ, упав¬
шихъ духомъ, предающихъ собственное свое спасеніе —собралъ,
ободрилъ и приготовилъ въ новой борьбѣ, упавшихъ возстановляя,
а стоявшихъ укрѣпляя молитвами, и увѣщаніями, и совѣтами, много
любомудрствуя о будущихъ н о настоящихъ вещахъ, доказывая, во»
что эти временны, а тѣ вѣчны, противопоставляя трудамъ воздая¬
нія, истязаніямъ вѣнцы, страданіямъ награды, научая, какова
жизнь настоящая и какова будущая, и сколь велико различіе
между тою и другою, и что умереть нужно во всякомъ случаѣ,
если и не такимъ образомъ окончимъ мы жизнь, то, во вся¬
комъ случаѣ, по необходимому закону природы, спустя немного
времени, разстанемся съ этими тѣлами. Такими и подобными этому
увѣщаніями онъ укрѣплялъ ослабѣвшія руки, утверждалъ колѣна
разслабленныя (Бвр. хп, 12), возвращалъ бѣглецовъ, отгонялъ
страхъ, удалялъ уныніе, внушалъ бодрость, дѣлалъ вмѣсто боязли¬
выхъ отважными, вмѣсто сернъ и ланей львами, дышущими вели¬
кою силою, устроялъ воинство Христово, обращалъ нашъ стыдъ
на головы враговъ. Поэтому діаволъ, увидѣвъ, что вдругъ произо¬
шла перемѣна, и что тѣ, которые вчера ^третьяго дня страши¬
лись его и трепетали, теперь смѣются надъ нимъ и дѣйствуютъ
смѣло, выступаютъ противъ опасностей, кидаются на мученія, и
узнавъ виновника, оставилъ всѣхъ и наконецъ весь дышалъ гнѣ¬
вомъ на него, двигая противъ этой блаженной главы всю свою
силу и неистовство. И что онъ дѣлаетъ? Посмотрите на влобу его. Онъ не повелъ мученика на истязанія, не отсѣкъ его голову, по¬
тому что прошедшее время научило его, что все это было на¬
прасно и тщетно: это не только не превращало ревности вѣрую¬
щихъ, но еще болѣе напрягало ее, дѣлало ее и болѣе сильною
и болѣе горячею. Я, говоритъ, подстилалъ горячія уголья, а они
шли какъ бы на розы; зажигалъ огонь, а они бросались какъ бы
въ источники прохладныхъ водъ; скоблилъ ребра, прорѣзалъ глу¬
бокія борозды и изводилъ потоки крови, а они красовались, какъ бы
осыпанные со всѣхъ сторонъ золотомъ; я низвергалъ съ стремнинъ н
погружалъ въ море, а они, какъ будто не въ пропасть нисходя, по вос¬
ходя па самое небо, въ такомъ были состояніи восхищенія и восторга,
и какъ бы ликуя на священномъ торжествѣ и играя на зеленѣю-