Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
651 СЛОВО О СВ. МУЧЕНИКЪ РОМАНЪ I. остальное тѣло веселится. Одинъ дѣлается побѣдителемъ на Олим¬
пійскихъ играхъ—и весь народъ радуется и принимаетъ его съ
великою похвалою. Если же на Олимпійскихъ играхъ получаютъ
такое удовольствіе тѣ, которые нисколько не участвовали въ тру¬
дахъ, то тѣмъ болѣе это можетъ быть при подвижникахъ благо¬
честія. Мы—ноги, а мученики—голова; но можетъ рещи глава ногамъ: не требѣ ми есте (1 Кор. хи, Прославлены члены, вот но превосходство славы не отчуждаетъ ихъ отъ союза съ осталь¬
ными частями: тогда особенно они и славны, когда не отклоняются
отъ союза съ нами; такъ и глазъ, будучи свѣтлѣе всего осталь¬
ного тѣла, тогда сохраняетъ свойственную ему славу, когда не отдѣ¬
ляется отъ остального тѣла. И что я говорю о мученикахъ? Если Вла¬
дыка ихъ не устыдился быть нашею главою, то тѣмъ болѣе они не
стыдятся быть нашими членами, потому что въ нихъ вкоренена любовь,
а любовь обыкновенно соединяетъ и связываетъ раздѣленное и не
слишкомъ разбираетъ достоинства. Поэтому какъ они сострадаютъ
намъ въ грѣхахъ нашихъ, такъ мы радуемся съ ними ихъ подви¬
гамъ. Такъ и Павелъ повелѣлъ дѣлать, сказавъ: радоватися съ ра¬
дующимися и плаката съ плачущими (Рям. хи, 15). Но плавать
съ плачущими не трудно, а радоваться съ радующимися не очень
легко: мы легче сострадаемъ находящимся въ несчастіяхъ, нежели
сорадуемся благоденствующимъ. Тамъ самое свойство несчастія до¬
статочно для того, чтобы подвинуть къ состраданію и камень; а
здѣсь, при благосостояніи, зависть и недоброжелательство не доз¬
воляютъ не очень любомудрому быть участникомъ въ удовольствіи.
Подлинно, какъ любовь соединяетъ и связываетъ раздѣленное, такъ
зависть раздѣляетъ соединенное. Поэтому, прошу, будемъ стараться
сорадоваться благоденствующимъ, чтобы очистить свою душу отъ
зависти и недоброжелательства, — ничто такъ не отгоняетъ эту
тяжкую и трудно-излѣчимую болѣзнь, какъ сорадованіе живущимъ
добродѣтельно. Послушай, какъ Павелъ высокъ въ томъ и другомъ
отношеніи: кто, говоритъ онъ, изнемогаетъ, и не изнемогаю; кто
соблазняется, и азъ не разжизаюся (2 Кор. хі, 29)? Не сказалъ:
и я не печалюсь, но: и азъ не разжизаюся, желая словомъ раз¬
живаться представить намъ напряженность своей скорби. И еще,
въ другомъ посланіи: безъ насъ воцаристеся, говоритъ, и о дабы
воцарилися есте, да и мы бьаомъ съ вами царствовали (1 Кор.
іг, 8). И еще: нынѣ живи есмы, аще вы стоите о Господѣ (1 Сол.
ш, 8). Смотри, какъ вожделѣнно было для него благоденствіе бра¬
тій: онъ даже не считалъ себя живущимъ, если они не спасаются. Человѣкъ, восхищенный до третьяго неба, вознесенный въ рай,
участвовавшій въ неизреченныхъ тайнахъ и получившій такое дер¬
зновеніе предъ Богомъ, не очень чувствовалъ эти блага, если не