Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ IV. 65 5. Посему и ты, если Онъ благоволитъ къ тебѣ, не отчаи¬
вайся, хотя бы ввергли тебя и въ печь; а если Онъ гнѣвается,
ве предавайся самонадѣянности, хотя бы ты былъ въ раю. Адамъ
и въ раю былъ, но какъ прогнѣвалъ Бога, то и рай ничего не
помогъ ему; отроки были въ печи, но какъ благоугодили (Богу),
то и печь не причинила имъ вреда. Адамъ былъ въ раю, и—палъ,
потому что сдѣлался безпечнымъ; Іовъ сидѣлъ на гноищѣ, и—по¬
бѣдилъ, потому что былъ бдителенъ. Во сколько разъ рай лучше
гноища?.. Однакоже превосходство жилища не помогло обитателю,
когда оиъ самъ предалъ себя, точно такъ, какъ и нечистота мѣста
аве повредила тому, кто со всѣхъ сторонъ ограждевъ былъ добро¬
дѣтелію. Укрѣпимъ же и мы свою душу, н тогда будемъ блажен¬
нѣе всѣхъ, хотя бы постигла насъ потеря богатства и даже
смерть, только бы никто нс похитилъ у насъ благочестія. Это
заповѣдалъ и Христосъ, говоря: будите убо мудри, яко змія
(Матѳ, х, 16). Бакъ змѣй готовъ потерять все тѣло, только бы
спасти голову; такъ и ты не унывай, хотя бы тебѣ пришлось по¬
терять богатство, хотя бы тѣло, хотя бы настоящую жизнь, хотя
бы все, только бы сохранить благочестіе: потому что, если съ
нимъ отойдешь, Богъ все возвратитъ тебѣ въ большемъ блескѣ—
и тѣло воскреситъ въ большей славѣ, и вмѣсто богатства дастъ
такія блага, которыхъ не можетъ вправить никакое слово. Іовъ
ве нагой ли сидѣлъ ва гноищѣ, проводя живнь тягостнѣйшую
тысячи смертей? Но какъ онъ не оставилъ благочестія, то опять
въ преизбыткѣ получилъ все прежнее,—здоровье и красоту тѣла,
весь составъ дѣтей, имущество и, что всего важнѣе, блистатель¬
ный вѣнецъ терпѣнія. Какъ бываетъ съ деревьями, что, хотя бы
кто и сорвалъ плодъ съ листьями, хотя бы отсѣкъ всѣ вѣтви,
но, если останется корень, дерево снова выростаетъ въ совершен¬
ной цѣлости и еще большей красотѣ; такъ бываетъ и съ нами:
еслп остается корень благочестія, то, хотя бы отнято было богат¬
ство, хотя бы разстроилось тѣло, все опять возвращается намъ
съ большею славою. Посему, оставивъ всякое безпокойство душев¬
ное и излишнюю заботливость, обратимся въ самимъ себѣ, и
украсимъ и тѣло и душу красотою добродѣтели, представляя уды
нашего тѣла оружія правды, а не оружія грѣху (Римл, п, 13); и
прежде всего пріучимъ языкъ быть служителемъ духовной бла¬
годати, извергнувъ изъ устъ всякій ядъ злорѣчія и сквернословія.
Бъ вашей власти сдѣлать каждый членъ свой орудіемъ и лукав¬
ства и правды. Послушай, какъ одни сдѣлали свой языкъ ору¬
діемъ грѣха, а другіе орудіемъ правды: языкъ ихъ мечъ остръ
(Псал. ьп, 3); а другой говоритъ о своемъ явывѣ: языкъ мой
трость книзмника скорописца (ІІсал. хыг, 2). Тотъ языкъ совер- ТВОРННШ ОВ. ІОАННА ІНАТ07ОТАГ0. &