Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
646 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. одному смертному тѣлу принять множество смертей? Расположе¬
ніемъ, говоритъ, и готовностію къ смерти. Такъ судитъ и Богъ;
и Авраамъ не окровавилъ меча, не обагрилъ жертвенника, не за¬
клалъ Исаака,—однакоже совершилъ жертвоприношеніе. Кто го¬
ворить это? Самъ принявшій жертву: пощадтьлъ еси, говоритъ Онъ, сына твоею возлюбленною ради (Быт. ххп, 12). Между
тѣмъ Авраамъ взялъ его живымъ и возвратилъ здоровымъ; какъ
же онъ не пощадѣлъ'і А такъ, что о такихъ жертвахъ я сужу,
говоритъ Господь, не по концу дѣлъ, но по расположенію рѣшаю¬
щихся. Не умертвила рука, но умертвило намѣреніе; не вонзился
мечъ въ горло отрока, не перерѣзалъ шеи, но бываетъ жертва и
безъ крови. Знаютъ, о чемъ говорится, посвященные въ тайны.
Посему и та жертва совершилась бевъ крови, такъ какъ она имѣла
быть прообраэомъ этой. Видишь ли, какъ еще въ ветхомъ завѣтѣ
предначертанъ обравъ? Не отрицай же истины. 3. Итакъ этотъ мученикъ, — а наше слово покавало его му¬
ченикомъ, — готовъ былъ на безчисленныя смерти, и всѣ ихъ
претерпѣлъ расположеніемъ и ревностію,—много опасностей, по¬
стигшихъ его, перенесъ и самымъ опытомъ. И ивъ отечества
изгнали его, и на чужбину отправили, и многое другое воздви¬
гли тогда противъ этого блаженнаго, хотя не имѣли никакой
. справедливой причины въ обвиненію, а только то, что, слушаясь
словъ Павла: почтоша и послужноютвари паче Творца (Рим.
і, 25), онъ удалился отъ нечестія и убоялся беззаконія; но это
достойно вѣнцовъ, а не обвиненія. Ты же посмотри на злобу
діавола. Такъ какъ еще недавно цревратилась явыческая война в
всѣ церкви только что отдохнули отъ жестокихъ и непрерывныхъ
гоненій, и еще немного прошло времени, какъ затворены были всѣ
храмы (идольскіе), погашены жертвенники и сокрушено все бѣсов-
боэ свое неистовство, то это печалило злого бѣса, н онъ не могъ спо¬
койно переносить мира церкви; что же онъ дѣлаетъ? Онъ произ¬
водитъ еще другую жестокую войну. Та была внѣшняя, а эта
внутренняя; въ такой же войнѣ гораздо труднѣе сберечь себя, н
легче погибнуть подвергающимся ей. Въ это-то время блаженный этотъ управлялъ нашею церковію.
Болѣзнь эта, какъ нѣкоторая сильная зарага, поднялась ивъ
странъ Египта; потомъ, пройдя чревъ промежуточные города,
скоро вторглась и въ нашъ городъ. Но онъ, бодрствуя, и наблю¬
дая, и предвидя недалека все, имѣвшее случиться, отклонялъ при¬
ближавшуюся войну, и, какъ мудрый врачъ, прежде чѣмъ болѣзнь
вторглась въ городъ, пребывая здѣсь, приготовлялъ лѣкарства, н
управлялъ этимъ священнымъ кораблемъ съ великою предусмо¬
трительностію, посѣщая всѣ мѣста, воодушевляя корабельщиковъ,