Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОМУ ЕВСТАѲІЮ. 645 щнхъ здѣсь, есть гробница этого святого, гробница одушевленная
и духовная. Если я раскрою совѣсть каждаго изъ васъ, присут¬
ствующихъ, то найду, что этотъ святой пребываетъ внутри души
вашей. Видите ли, какъ враги не пріобрѣли ничего, какъ они не
угасили славы его, но еще болѣе возвысили ее и сдѣлали блиста¬
тельнѣйшею, устроивъ столько гробницъ вмѣсто одной, гробницъ
одушевленныхъ, гробницъ издающихъ голосъ, гробницъ пригото¬
вляющихся въ такой же ревности? Поэтому я и навиваю тѣла
святыхъ источниками, и корнями, и муромъ духовнымъ. Почему?
Потому, что каждый ивъ упомянутыхъ предметовъ не удерживаетъ
собственной доброты въ себѣ только, но и распространяетъ ее на
далекое разстояніе. Напримѣръ: источники даютъ много воды и
не удерживаютъ ее въ своихъ нѣдрахъ, но, производя длинныя
рѣки, соединяются съ моремъ, и длиною ихъ, какъ бы протянутою
рукою, берутся ва морскія воды. Также корень растеній скры¬
вается внизу, въ нѣдрахъ эемли, но не удерживаетъ всей силы
своей въ глубинѣ; и особенно таково свойство виноградныхъ лозъ,
вьющихся по деревьямъ. Когда онѣ распространяютъ свои вѣтви
по высокимъ стволамъ, то простираютъ вьющіяся по этимъ под¬
поркамъ отрасли на далекое разстояніе, образуя густотою своихъ
листьевъ какую-то длинную кровлю. Таково свойство и мгра: часто
оно лежитъ въ каморкѣ, но благоуханіе его, распространяясь чрезъ
окна на улицы, переулки и площади, и ходящимъ внѣ даетъ гнать
о скрывающейся внутри добротѣ ароматовъ. Если же источникъ, воі
и корень, и растенія, и ароматы по природѣ своей имѣютъ такую
силу, то гораздо болѣе тѣла .святыхъ; а что сказанное мною не¬
ложно, свидѣтели — вы сами. Такъ, тѣло этого мученика лежитъ
во Ѳракіи; а вы, не во Ѳракіи находясь, но отстоя далеко отъ
той страны, ощущаете благоуханіе на такомъ разстояніи,—и по¬
этому и собрались, такъ что ни дальность пути не воспрепятство¬
вала, ни продолжительность времени не заглушила. Таково свой¬
ство духовныхъ доблестей; онѣ не прерываются никакимъ тѣлес¬
нымъ ^препятствіемъ, но цвѣтутъ и возрастаютъ каждый день, и
ни продолжительность времени не ослабляетъ ихъ, ни,простран¬
ство пути не преграждаетъ. Не удивляйтесь однакожъ, что, начиная это слово и похвалы,
я назвалъ этого святого мученикомъ; онъ своею смертію окончилъ
жизнь: какъ же онъ мученикъ? Я часто говорилъ вашей любви,
что мученикомъ дѣлаетъ не одна только смерть, но и душевное
расположеніе. Не га конецъ дѣла, но и за намѣреніе часто спле¬
тается вѣнецъ мученичества. И не я, но Павелъ даетъ такое опре¬
дѣленіе мученичеству, говоря именно такъ: по вся дни умираю
(1 Кор. хт, 31). Какъ ты умираешь каждый день? Какъ возможно