Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОМУ ЕВСТАѲІЮ. 643 потому что если нвкого не должно ублажать прежде смерти, то
ублажать достойныхъ послѣ нхъ кончины можно безукоризненно.
Подлинно, онъ уже прошелъ пучину житейскихъ дѣлъ, избавился
отъ вовмущенія волнъ, приплылъ въ тихую и безмятежную при- 590
стань, не подлежитъ неизвѣстности будущаго, не подверженъ па¬
денію, по, какъ бы стоя теперь на какомъ-нибудь камнѣ и высо¬
кой скалѣ, смѣется надъ всякими волнами. Итакъ, ублажать его—
безопасно, прославлять его—безукоризненно, потому что онъ уже
не боится перемѣны, не опасается паденія. Мы, еще живущіе,
подобно колеблющимся среди моря, подлежимъ многимъ перемѣ¬
намъ; какъ тѣ то поднимаются вверхъ, когда воздымаются волны,
то низвергаются въ самую бездну, при чемъ нп ото возвышеніе не
безопасно, ни это низверженіе не постоянно, потому что то и дру¬
гое зависитъ отъ водъ, текущихъ и не останавливающихся,—такъ 599
точно и въ дѣлахъ человѣческихъ нѣтъ ничего твердаго и постоян¬
наго, но часты и быстры перемѣны. Одинъ счастіемъ вознесенъ
на высоту, а другой несчастіемъ низринутъ въ глубокую бездну;
но и тотъ пусть не гордится, и этотъ не отчаивается, потому что
хаждаго постигнетъ весьма скорая перемѣна,—тотъ же не (испы¬
тываетъ этого), кто переселился на небо, отошелъ въ вожделѣн¬
ному Іисусу, пришелъ въ страну безмятежную, откуда
■болѣзнь и печаль и воздыханіе (Иса. хххг, 10). Тамъ нѣтъ ни
подобія перемѣны, нѣтъ ни тѣни, измѣненія, но все твердо и не¬
поколебимо, все крѣпко и устойчиво, все нетлѣнно и безсмертно,
все неразрушимо и пребываетъ навсегда. Поэтому и говорится:
прежде смерти не блаоіш никоюже (Сир. хі, 28). Почему? По¬
тому, что будущее неизвѣстно, и естество наше слабо; воля не
дѣятельна, грѣхъ легко овладѣваетъ нами и много сѣтей: позна¬
вай, говорится, яко посредѣсѣтей (Сир. іх, 18); не¬ престанныя искушенія, великое множество дѣлъ, постоянное на¬
паденіе бѣсовъ, непрерывныя возстанія страстей: вотъ почему и
говорптся: прежде смерти не блажи никоюже. Итакъ, ублажать
достойнаго послѣ его смерти безопасно; или лучше, не просто
послѣ его смерти, но послѣ смерти такой, когда кто окончитъ
жиэнь съ вѣнцемъ, съ исповѣданіемъ и вѣрою нелицемѣрною. Если
нѣкто назвалъ блаженными и просто умершихъ, то не гораздо ли
болѣе (можно такъ назвать) умершихъ такимъ образомъ? Кто же, скажешь, назвалъ блаженными просто умершихъ? Со¬
ломонъ, премудрый Соломонъ. Ые будь невнимателенъ въ этому мужу,
но представь, кто онъ былъ, какъ жилъ, въ какой безопасности и
наслажденіи провелъ пріятвую и безпечальную жизнь. Онъ про¬
шелъ всѣ роды удовольствій, обдумалъ всѣ способы душевнаго
наслажденія, изыскалъ различные и многообразные виды радостей, Н8ДАНІК СПБ. XУХ. АКАДЕМІЯ. 41*