Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВЯТОМУ ИГНАТПО БОГОНОСЦУ. 636 щетъ, добра дѣла окелаетъ: подобаетъ убо епископу быШи
рочну, единыя окены мужу,трезвену, цѣлому дру, честну, стран¬
но люби ву, учителну, не бійцѣ, не но кротку, не аавист- ливу, не сребролюбцу (1 Тим. ш, 1—3). Видишь ли, какого со¬
вершенства добродѣтели требуетъ онъ отъ епископа? Какъ отлич¬
ный какой живописецъ, составивъ различныя краски, чтобы сдѣ¬
лать первоначальной портретъ съ царскаго лица, выполняетъ ото
дѣло со всею тщательностью, чтобы всѣ, которые будутъ подра¬
жать ему и писать съ него, имѣли вѣрный портретъ, такъ точно
и блаженный Павелъ, какъ бы изображая царскШ портретъ и при¬
готовляя первообразъ егб, соединилъ различныя краски добродѣ¬
телей и въ совершенствѣ изобразилъ намъ отличительныя черты
епископства, чтобы каждый, восходящій на эту степень власти,
взирая на него, столь же тщательно сообразовался съ нимъ во
всемъ. Итакъ, я смѣло могу сказать, что блаженный Игнатій на¬
печатлѣлъ въ душѣ своей весь этотъ образецъ съ точностію, и
былъ. и непороченъ, и безукоризненъ, и не самолюбивъ, и не гнѣв¬
ливъ, и не пьяница, и не бійца, и не сварливъ, и не сребролю¬
бивъ, но справедливъ, преподобенъ, воздерженъ, держался вѣрнаго
слова, согласно съ ученіемъ, треевъ, цѣломудренъ, благочиненъ, и
всѣ прочія имѣлъ качества, какихъ требовалъ Павелъ. А какое,
скажешь, доказательство на это? (То, что) сами, сказавшіе это, ру¬
коположили его съ такою тщательностію; убѣждая другихъ про¬
изводить испытаніе тѣмъ, которые имѣли восходить на этотъ пре¬
столъ власти, они сами не могли дѣлать этого небрежно и если бы
не видѣли всѣхъ этихъ добродѣтелей насажденными въ душѣ этого
мученика, то и не вручили бы ему этой власти. Они вполнѣ знали,
какая опасность предстоитъ тѣмъ, которые совершаютъ такія ру¬
коположенія безъ разбора и какъ случится. Это самое опять объ¬
ясняя, Павелъ въ посланіи къ тому же Тимоѳею говорилъ: рукъ
скоро ни вовлагай ни на коюже, ниже пріобщайся чужимъ хомъ (І.Тим. г, 22). ЧтЬ говоришь ты? Другой согрѣшилъ, а я
буду участникомъ его вины и наказанія? Да, говоритъ онъ, такъ
какъ ты даешь возможность — грѣшить. Какъ, если кто вручитъ
человѣку неистовому и безумному острый мечъ, и безумный со¬
вершитъ имъ. убійство, вину принимаетъ на себя давшій этотъ
мечъ,—такъ и тотъ, кто даетъ право этой власти человѣку, живу¬
щему въ порокахъ, навлекаетъ на свою собственную голову весь
огонь его грѣховъ и дерзостей: кто посадилъ корень, тотъ всегда
бываетъ виновникомъ того, чтб произрастаетъ отъ него. Видишь
ли, какъ вѣнецъ его епископства явился у насъ двойнымъ, и какъ
достоинство рукоположившихъ его сдѣлало его власть блистатель¬
нѣйшею и вполнѣ засвидѣтельствовало объ его добродѣтеляхъ?