Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
622 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. ЗЛАТОУСТАГО. чинъ тѣла съ большею славою, востанемъ съ великимъ блескомъ
н получимъ гораздо большія трудовъ воздаянія и вѣнцы. Итакъ,
возьмемъ духовное оружіе; не нужно намъ стрѣлъ и луковъ, не
нужно никакого другого чувственнаго оружія; на все достаточно
намъ ленка. Подлинно, уста святыхъ суть колчанъ, ими иостоянно
одни ва другими наносятся удары въ голову діавола. 3. Это и подобное этому было донесено царю; но онъ не от¬
ставалъ, а принимался вновь предлагать чрезъ тѣхъ обольщенія.
Такъ дѣйствовалъ этотъ хитрый, коварный и умный на злое дѣло
человѣкъ для того, чтобы, если мученики, ослабѣвъ, покорятся,
вывести ихъ предъ глазами всѣхъ и заставить наконецъ принести
жертву; а если они неизмѣнно будутъ проявлять твердое муже-
276 ство и доблестно устоятъ въ борьбѣ, то побѣда ихъ не была бы
видима, а обвинилъ бы онъ ихъ и казнилъ какъ будто за преступ¬
леніе. Но Тотъ, Кто открываетъ глубокое и сокровенное, не попу¬
стилъ скрыться кознямъ и остаться коварству невидимымъ. А какъ
тогда жена египетская, схватившая Іосифа въ своей комнатѣ, въ ве¬
ликой тишинѣ надѣялась укрыться отъ всѣхъ людей, но не укры¬
лась отъ неусыпнаго ока, и не отъ него только, но и отъ людей,
жившихъ послѣ, и что она говорила Іосифу безъ свидѣтелей, то
возвѣщается по всей вселенной,—такъ точно и этотъ царь надѣялся
укрыться, говоря въ темницѣ чрезъ подосланныхъ совѣтниковъ, но
не укрылся; напротивъ, всѣ послѣ узвали козни, коварство, по¬
бѣду и трофей. Когда именно потрачено было и протекло много
времени, и множество дней не ослабило ихъ ревности, но еще бо¬
лѣе укрѣпило ихъ усердіе и сдѣлало очень многихъ подражате¬
лями ихъ, царь наконецъ повелѣваетъ въ полночь отвести ихъ на
мѣсто казни. И выведены были эти свѣтильники среди мрака, п
обезглавлены. Тогда головы ихъ сдѣлались еще болѣе страшными
для діавола, нежели когда они издавали голосъ, подобно головѣ
Іоанна, которая была не такъ страшна, когда говорила, какъ тогда,
когда безмолвно лежала на блюдѣ, потому что и кровь святыхъ
имѣетъ голосъ, не ушами слышимый, но охватывающій совѣсть
убійцъ. Послѣ блаженной кончины мучениковъ тѣ, которые, под¬
вергая собственную жизнь опасности, стремятся къ пріобрѣтенію
такихъ останковъ, унесли этихъ героевъ, и сдѣлались сами жи¬
выми мучениками. Хотя они и не были обезглавлены, но они, напе¬
редъ рѣшившись потерпѣть это, устремились на пріобрѣтеніе тѣлъ
мучениковъ. Бывшіе при этомъ и удостоившіеся видѣть эти ново¬
убіенныя тѣла говорятъ, что, когда они предъ погребеніемъ ле¬
жали другъ подлѣ друга, то на лицахъ ихъ сіяла такая благодать,
«акая, по словамъ Луки, была у Стефана, когда онъ имѣлъ за¬
щищаться предъ іудеями (Дѣян, уі, 15), и не было никого, кто